26 апреля выходит южнокорейский экшен Stellar Blade, который многие игроки обещают купить просто из-за привлекательной главной героини. Авторы откровенно признаются, что соблазнительные формы и костюмы помогают в рекламе новинки, однако другие современные студии почему-то не торопятся перенимать этот простой прием. Разбираемся, как в последние годы разработчики подходят к дизайну женских персонажей.
В 2016 году ученые пришли к выводу, что героини видеоигр стали менее сексуальными. По их мнению, игры долгое время создавались в первую очередь для мужчин, поэтому девушки должны были нравиться геймерам. Выдающаяся грудь, очень длинные ноги и минимальный набор одежды позволяли персонажу с любого ракурса выглядеть эффектно и легко стать культовыми: все узнают Лару Крофт, Чунь Ли и Тифу Локхарт.
Впрочем, были и исключения. За облик Байонетты, например, отвечала дизайнер Мари Симадзаки. Она призналась, что интересы мужчин-геймеров учитывались, но и она сама хотела сделать современного, сексуального персонажа, который понравится, в том числе, женщинам. И это удалось: по словам Симадзаки, авторы получили много восторженных отзывов о Байонетте именно от геймеров-девушек.
Но за последние годы ситуация изменилась. Компании уделяют больше внимания инклюзивности, а различные социальные группы требуют отказаться от чрезмерной сексуальности и создавать более реалистичных героинь. Фансервис осуждается, женские формы делают менее выразительными, а одежду – функциональной.
Например, костюмы девушек в Mortal Kombat становятся все более закрытыми с каждой частью. В Mortal Kombat X откровенные наряды почти убрали, в Mortal Kombat 11 – вроде бы окончательно отказались, но потом все же добавили после релиза платным дополнением. В Mortal Kombat 1 пошлых женских нарядов нет вообще, даже в DLC.
Этому примеру последовали и авторы других файтингов. Даже создатели легендарной серии Dead or Alive, которая была знаменита именно чрезмерной сексуализацией женских персонажей. Режиссер шестой части Йохей Симбори объяснил, что более закрытые костюмы лучше подходят для рукопашных боев. Поменяли и физику женской груди, которая активно подпрыгивала во время боя, а в первой части амплитуду можно было даже отдельно настраивать в меню. Теперь она не колыхается так сильно и тоже стала реалистичнее.
Китайская студия miHoYo уже на втором этапе тестирования Zenless Zone Zero поменяла внешность некоторых персонажей. Авторы уменьшили грудь Николь, а также заметно изменили ее физику, чтобы она не так сильно двигалась. Также разработчики обновили модельки других персонажей: Солдат 11 получила более высокие чулки, целиком скрывающие бедра, у Некоматы теперь полностью закрытые шорты. Некоторые китайские художники при этом утверждают, что руководство требует создавать максимально откровенный дизайн женских персонажей, который должен вызывать у людей сильное возбуждение. Но строгие китайские законы заставляют компании искать баланс.
Авторы файтинга Skullgirls выпустили обновление, в котором изменили некоторые изображения и элементы одежды у персонажей. Костюмы женских персонажей в игре очень откровенные, но разработчики все равно зачем-то поправили некоторые мелочи: например, заменили порванные наряды на целые. Фанаты изменения не оценили и начали оставлять негативные отзывы на странице игры в Steam — всего за пару дней авторы получили больше 5000 негативных рецензий.
Однако отказ разработчиков от откровенных образов расстраивает не только геймеров. Пока некоторые журналисты высмеивают фанатов, называя их «идиотами» и «озабоченными девственниками», вернуть моду на сексуальных персонажей просят актеры, знаменитости и даже некоторые особо смелые авторы.
Например, Стефани Юстен, сыгравшая и озвучившая снайпершу Молчунью в Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain, прокомментировала споры вокруг героини – спустя 8 лет после релиза. Актриса заявила, что изучила самые разные мнения по поводу ее персонажа, но все еще считает правильными творческие решения гейм-дизайнера Хидео Кодзимы. По мнению Юстен, нет ничего плохого в создании визуально привлекательной девушки, и уж тем более не стоит проецировать этот образ на реальность.
«Я думаю, что видеоигры — это фантастические миры, куда мы сбегаем. И я уважаю решение сделать внешний вид Молчуньи именно таким, пускай даже весьма откровенным»
Стефани Юстен
Актриса призналась, что даже сейчас не считает костюм Молчуньи практичным, а первые концепт-арты персонажа ее слегка смутили. Но она согласилась на роль без сомнений и еще раз подчеркнула, что разграничивает образы людей в видеоиграх и реальную жизнь.
Похожим мнением поделилась модель Кэрри Энн-Хоскинс, исполнившая роль Сони Блейд в Mortal Kombat 3. Актриса раскритиковала последние части файтинга за то, что ее героиню сделали несексуальной: ей не понравилось приплюснутое лицо и маленькая грудь. Зато Энн-Хоскинс оценила фигурку Сони Блейд от Iron Studios: хотя фигурка полностью одета, актриса считает, что этот образ гораздо горячее.
Экс-геймдизайнер Марк Керн, работавший над StarCraft, Diablo 2 и World of Warcraft, обрушился с критикой на Blizard после анонса Diablo 2: Resurrected. Разработчик заявил, что это «бездушный корпоративный ремастер», подвергнутый цензуре. Особенно Керну не понравилось, что Blizzard сделала Амазонку менее сексуальной. По его словам, разработчики еще в 2000 году настаивали, чтобы некоторые женские персонажи выглядели откровенно, потому что это было частью общей атмосферы.
«Это смешно. Diablo 2 всегда была взрослой, мрачной и немного сексуализированной. Это грубый готический фэнтези-сеттинг. Изменить его — значит создать другую игру. Прекратите покупать бесконечные AAA-ремейки. Переходите на инди-игры»
Марк Керн
Сценарист Apex Legends Том Касиелло придумал героиню Лобу, которая быстро стала звездой фанатских эротических артов. Объяснение у разработчика было простое: по его мнению, авторы игр буквально боятся делать красивых женщин, и это не меньший сексизм, чем вызывающие наряды.
«Я хотел добавить женского персонажа, которая осознает свою сексуальность и любит хорошо выглядеть по утрам»
Том Касиелло
Меньше всего проблем с сексуальными персонажами у разработчиков из Японии и Кореи. Например, глава студии Dragami Games Есими Ясуда пообещал, что покупатели грядущего ремейка Lollipop Chainsaw могут не переживать за вызывающую внешность главной героини – ее менять точно не будут. Более того, разработчик пообещал некий новый «нецензурный наряд», хотя подробностями делиться не стал. В оригинале было почти два десятка костюмов, часть из которых содержали слово «sexy», а среди элементов одежды были короткие юбки, порванные чулки и обтягивающие платья. Попадут ли они все в финальную версию – пока загадка.
Capcom тоже явно понимала, как привлечь фанатов Resident Evil. В рекламе восьмой части активно использовали образ Леди Димитреску – огромной трехметровой вампирши, которая уже после первого тизера стала героиней эротических артов. Причем в самой игре этот персонаж появляется, по сути, всего в одной главе. Однако даже спустя три года после релиза Resident Evil Village Димитреску активно косплеят, рисуют и делают с ней взрослые ролики.
Не побоялись пикантных сцен и создатели Street Fighter 6. В файтинге полно ракурсов и анимаций, где камера фокусируется на идеальных женских формах, а позже авторы выпустили коллекцию классических скинов. При этом в пятой части Capcom все же уменьшала слишком активные колыхания груди, чем разозлила фанатов.
Среди самых свежих примеров – южнокорейская студия Shift Up, которая построила маркетинг экшена Stellar Blade на сексуальной героине. В дебютном трейлере акцент сделали на выдающейся физике груди и обтягивающем костюме, хотя потом авторы будто испугались и перестали акцентировать на этом внимание. Однако волны критики не последовало, поэтому героиня сохранила свой первоначальный облик.
Гейм-директор Stellar Blade Ким Хен Тэ заявил, что к играм за последние годы сформировалось какое-то особое отношение, и именно в этой индустрии боятся делать красивых персонажей. Он же считает, что девушки должны быть красивыми, максимально приближенными к идеалу, хотя при всей привлекательности формы должны оставаться уместными.
«Когда я играю, то хочу видеть кого-то, кто выглядит лучше меня. Я не хочу видеть кого-то обычного, я хочу смотреть на что-то более приближенное к идеалу. Я думаю, что это очень важно для игр как для вида развлечений. В конце концов, это же развлечение для взрослых»
Ким Хен Тэ
Разработчик даже объяснил, почему у героини такие заметные ягодицы. Все очень просто: большую часть времени игрок смотрит на девушку сзади, поэтому этой части тела уделили особое внимание. А использование элементов фетишизма в разных костюмах героини Stellar Blade, как считает Хен Тэ, окажет только положительный эффект. Потому что решает сразу две задачи: рекламирует игру и позволяет игрокам создать привлекательный образ девушки на свой вкус.
Обсуждения Stellar Blade очень напоминают о другой игре – Nier: Automata. Ее героиня 2B даже спустя 7 лет остается фаворитом косплееров и эротических игровых видео, хотя сюжет в игре довольно серьезный и никак не связан с женской сексуальностью. Создатель Nier Йоко Таро в интервью прямо признается, что любит красивых девушек в вызывающих нарядах. Поэтому его героини именно так и выглядят.
Очень интересно наблюдать за ремейками Final Fantasy VII, авторы которых пытаются усидеть на всех стульях. Сначала в центре скандала оказалась Final Fantasy VII Remake, где визуально уменьшили грудь Тифы, добавили под ее спортивный топ черный бюстгальтер, а под юбку — темные шорты. Фанаты негодовали, но разработчики все объяснили: оригинальный дизайн из оригинальной игры в экшен-сценах выглядел бы нелепо.
Через несколько лет вышла Final Fantasy VII Rebirth, где в пляжном эпизоде игроки могут переодеть женских персонажей в более откровенные костюмы. Причем разработчики позаботились, чтобы вариантов было несколько: в восторге были и геймеры, и даже журналисты, которые дружно забыли о борьбе с сексуализацией и нахваливали образы Тифы и Айрис в соцсетях.
Но уже через несколько дней Square Enix нашла способ опять взбесить фанатов. Спустя четыре года после релиза для Final Fantasy VII Remake выпустили странный патч, в котором добавили новую, более закрытую одежду для Тифы. Изменения едва заметные: грудь девушки прикрыли дополнительной майкой, хотя никакого акцента на женской анатомии в сцене нет. Фанаты очень разозлились, особенно пользователи PC, которые до сих пор жалуются на оптимизацию компьютерной версии.
В 2022 ученые пришли к выводу, что красивые героини все-таки не делают геймеров сексистами. Они проанализировали 18 научных исследований на тему влияния сексуализации в играх на геймеров, где измерялась агрессия по отношению к женщинам, распространение сексистских взглядов среди мужчин, а также депрессия и переживания из-за своего внешнего вида на фоне красивых персонажей. В итоге ученые не обнаружили существенной связи между сексистскими взглядами и видеоиграми.
Но даже на Западе, где с сексуализацией борются особенно рьяно, на привлекательные женские образы остается спрос. Например, американская рэперша Doja Cat, получившая почти два десятка номинаций на премию Грэмми, не постеснялась появиться в популярной порноигре House Party. Переспать с певицей нельзя, даже раздеть ее не получится – только поглазеть на девушку в откровенном наряде. Во сколько авторам обошлась эта коллаборация, остается только гадать.
А Blizzard в 2023 шокировала всех рекламой Diablo 4 с участием Меган Фокс, которая в откровенном платье просила игроков записать самую зрелищную смерть персонажа. Пользователи удивились, что компания, которая годами убирала из своих игр все намеки на сексуальность, решила выпустить такой ролик. Вскоре стало известно, что Diablo 4 стала самой быстро продаваемой игрой в истории Blizzard.
Мы регулярно возвращаемся к этой теме, и ситуация глобально не меняется: одни студии отказываются от эротики, а другие занимают освободившуюся нишу. Изменения в игровой индустрии пока часто приводят к крайностям, но есть шанс, что со временем появится какой-то баланс, удовлетворяющий и разработчиков, и геймеров.