4 часа эфирного времени, 12 спикеров, 861 слушатель и море полезной информации — таковы результаты 1-го дня «Реальной спецтехники» от Экскаватор Ру Конференция проходила два дня — 23 и 24 апреля 2024 — и стала самой масштабной в истории Экскаватор Ру. Программа была разделена два больших блока: «Стратегия» и «Тактика». Первый день мы посвятили непосредственно рынку спецтехники. В число спикеров вошли представители отечественного, китайского и корейского машиностроения. Отдельно были затронуты темы запчастей, аренды спецтехники, подбора кадров, применения ИИ в тяжёлой промышленности и т.д. «Импорт спецтехники. Кто застолбил за собой место на российском рынке?» По уже сложившейся традиции нашу конференцию начал глава аналитической компании ID-Marketing, который привёл таможенную статистику по популярным типам дорожно-строительной техники. По данным Андрея Ловкова, объём импорта по итогам 2023 года превысил 50 000 машин, што стало рекордным показателем. 82% продукции поступило из Китая, ещё 13% пришлось суммарно на Турцию, Корею и Индию, доля остальных стран — всего 5%. Лидеры по объёмам ввоза среди типов техники — экскаваторы, фронтальные погрузчики и экскаваторы-погрузчики, среди брендов — XCMG, LGCE и LiuGong. «Как изменились принципы и подходы работы китайских производителей в РФ за последние 10 лет» Для работы в России китайские производители выбирают один из следующих способов: открытие официального представительства; назначение генерального импортёра; стандартная дилерская сеть. При этом спикер подчеркнул: если дилеры руководствуются в основном кратко- и среднесрочной выгодой, то предствительство — это о долгосрочных задачах. Также А. Михайлов высказал мнение, что сегодня российский рынок стал более «взрослым» и предсказуемым, что позволяет работать здесь более уверенно. В 2022–2023 годах мы не наблюдали обвала продаж, как неоднократно случалось ранее. «Китай и современные технологии. Что уже внедрено, над чем идёт работа прямо сейчас?» Основные направления развития китайских производителей — это расширение ассортимента (речь про ресайклеры, портовую технику, горно-шахтное оборудование и многое другое) и внедрение современных технологий в имеющуюся технику. Для китайцев уже не является новостью 3D-моделирование и 3D-печать компонентов. Развиваются беспилотные технологии (среди приведённых примеров — дорожный каток без кабины). Кроме этого, происходит массовая электрификация машин. Так, в портфолио XCMG уже присутствуют электрические автокран, экскаватор, фронтальный погрузчик, перегружатель, дорожный каток, автобетоносмеситель. [bnr_240x400-2_mobile] «Диверсификация как метод ведения бизнеса. Мультибрендовый дилер о работе в 2024 году» «Русбизнесавто» — компания, которая только по направлению ДСТ работает с 14 брендами (среди них — производители из Китая, России, Индии и Европы). Тем самым поставщик стремится снизить риски: если один из активов дешевеет, второй дорожает, и общий капитал стремится к балансу. Более подробно Эрик Ларин остановился на сегменте экскаваторов-погрузчиков. В ассортименте РБА — техника брендов LGCE, BULL, ACE, ЧЛМЗ и New Holland. ACE — это продукция из Индии (на данную страну по итогам 2023 г. пришлось 15% импорта экскаваторов-погрузчиков). А BULL — собственная марка «Русбизнесавто», машины производятся на партнёрских заводах в Китае. «Поставки спецтехники из Южной Кореи: возможности и ограничения» По всем сегментам землеройной техники, импортируемой из Кореи, наблюдается увеличение продаж. Но наиболее значительная динамика — среди колёсных экскаваторов (рост в полтора раза за 2023 год) и гусеничных экскаваторов массой 80–120 тонн (+50%). Что касается 20- и 30-тонников, то здесь наблюдается рост на уровне 3–7%. Но интересным является другое: поставки 20-тонников с китайских площадок Hyundai увеличились на 33%, с корейских — снизились на 12%. Как отметил спикер, производство в Китае позволяет предлагать более конкурентную цену и оптимизировать пути поставок. «Производство спецтехники в России. Время возможностей?» Текущие законодательные требования к локализации производства в РФ — в пределах 45–70% (в зависимости от типа техники). Уже к 2027 году нормы ужесточатся до 80–85%. Как пояснил специалист, достижение 80% означает локализацию всех компонентов группы «А». Для этого уже сейчас запущены проекты по выпуску компонентов, которые не на 100% представлены российскими производителями (мосты, гидравлика, КПП). При этом особое внимание должно быть уделено электронике: компетенции производителей техники не позволяют им самостоятельно развивать данное направление, необходима централизованная реализация проектов именно изготовителями электроники. «Как изменится рынок запчастей в 2024 году: тенденции и вызовы» Среди основных тенденций на рынке запчастей для спецтехники — рост спроса на комплектующие для китайской техники, сужение рынка оригинальных запчастей и продолжающееся усложнение схем их поставок, а также большой объём фальсификата и восстановленных запчастей. Сегодня доля контрафакта доходит до 30%, и значение будет расти. При этом защитить себя можно только одним способом — выбирать надёжного поставщика. Но имейте в виду: с осторожностью стоит относиться к отзывам о товарах с выгодной ценой на маркетплейсах. Можно столкнуться с пересортом, когда кому-то достаётся качественный товар, а кому-то — брак. «Рынок аренды: расти нельзя потерять. Где поставить запятую?» Совет от эксперта: при развитии арендного направления не нужно пытаться захватить долю рынка любой ценой. Так как в России зачастую заказы на арендную технику формируются под конкретные крупные проекты, захват рынка может оказаться не только молниеносным, но и скоротечным. Проект завершён — спроса на технику больше нет. Также О. Малаховский порассуждал о важности оптимального соотношения «загрузка парка/цена аренды». Если у вас сдано 75% парка — это хороший показатель. Если значение выше — нужно поднимать ставку аренды, если меньше — у вас либо излишне высокие расценки, либо слишком возрастная техника. «Взгляд с другой стороны: техника глазами демонтажной компании» Специалист рассказал о современных технологиях, которые ГК «Арасар» уже опробовала на проектах по демонтажу в России. В частности, это дистанционный демонтаж с применением лазерной установки: ещё два года назад компания демонтировала металлоконструкцию с расстояния 50 метров с помощью лазера. Как признался А. Тарасов, технологичность компании добавила им ряд сложностей в текущих реалиях, так как основу парка ранее составляла «западная» техника. Пришлось быстро переориентироваться на китайских поставщиков, а также запустить собственные проекты по выпуску необходимого оборудования. «Революция в тяжёлой промышленности. Как искусственный интеллект преобразует отрасль» Помимо подробного освещения теоретической части, П. Фирсов привёл несколько конкретных примеров использования современных технологий в тяжёлой промышленности. В их числе: «Санкт-Петербургский лифтовый завод» с презентацией всех возможных вариантов лифтов (пользователь в виртуальной реальности имеет возможность походить по зданию и протестировать более 1 200 вариантов продукции); «Уралкалий» с тренинговым центром для своих сотрудников (пошаговое виртуальное обучение); НПО «Пассат» с воссозданием проекта фабрики до момента её строительства. «Товарные знаки: как защитить и как избежать миллионных штрафов?» В практике «Ай Пи Секьюрити» были кейсы, когда компания вкладывала средства в вывод на рынок продукции, а потом оказывалось, что данный товарный знак уже принадлежит кому-то другому. А штрафы в России весьма существенны: до 5 млн рублей либо двойной объём реализованной продукции. Другая сторона медали — защита собственных прав. Компания «Ай Пи Секьюрити» разработала собственное ПО, которое позволяет находить различную информацию в интернете: начиная с использования названий брендов в доменных именах до поиска фотографий. В числе действенных решений — блокировка через хостинг провайдера или обращение в поддержку маркетплейсов. «Работодатели и соискатели. Что происходит на рынке труда в строительной отрасли?» Ситуация с кадрами в строительной отрасли такова: 50% специалистов — старше 50 лет, ещё 35% — в возрасте 41–50 лет. И всё говорит о том, что «омоложения» кадров не предвидится. В числе других тенденций: вынужденный отток работников, связанный с мобилизацией; отток трудовых мигрантов из Средней Азии; низкая популярность строительных специальностей среди молодёжи. При том что в стране наблюдается увеличение объёмов строительства. В связи с этим важно сохранять имеющиеся трудовые коллективы. Причём не всегда здесь первостепенен вопрос оплаты труда. Не меньшую роль играет возможность профессионального обучения и роста, а также рабочие условия. Читайте также: О маркетинге на рынке спецтехники в 10 докладах. Эксперты рассказали о нюансах продвижения в интернете Автор: Татьяна Василевская
Итоги 1-го дня отраслевой конференции Экскаватор Ру. Статистика и главное из докладов
25 апреля 202425 апр 2024
1
7 мин