Найти в Дзене
Святая Руфь

Да мне на зоне лучше, чем дома!

Всю жизнь во дворе ошивался Ушан. Такие персонажи со временем становятся чем-то вроде элемента ландшафта, иногда в прямом смысле. Местный алкоголик, совсем пропитой, можно сказать, опустившийся. Худой, грязный, вечно избитый, весь в синяках и ссадинах. Даже побитые коты на его фоне не выглядят жалкими.

На протяжении многих лет Ушан жил тем, что стрелял у прохожих деньги, а настреляв, бежал за пузырём. И так было годами.

А потом Ушан пропал на пару лет. Оказалось, что его посадили. Ничего серьёзного, мелкая кража - телефон чей-то подрезал и пропил. Видимо, владелец телефона оказался человеком принципиальным и додавил это дело до того, что Ушану пришлось на пару лет перебраться на зону.

От тюрьмы, да от сумы, как говорится... Но не спешите жалеть Ушана или соболезновать.

Вы знаете, отсидка ему ни сколько, не повредила. Даже наоборот, вернувшись с зоны, он стал похож на человека - отъелся, сошли синяки, одежда стала значительно чище и целостнее. Вдобавок резко снизилась тяга к выпивке. Оно и не удивительно, на зоне особо не забухаешь.

Вот такое интересное и неоднозначное наблюдение, которое заставляет задуматься о парадоксальности и относительности человеческого существования.

Действительно, иногда случается так, что условия в местах лишения свободы для отдельных людей оказываются более благоприятными, чем те, в которых они пребывали на свободе.

Человек, опустившийся на самое дно жизни, как Ушан, страдающий от алкоголизма, нищеты, голода, болезней, бездомности, в тюрьме может неожиданно оказаться в ситуации, где его базовые потребности будут удовлетворены лучше, чем на воле. Здесь он получает регулярное питание, кров, чистую кровать, медицинскую помощь, его жизнь нормализуется распорядком и правилами.

Конечно, все это достается ценой утраты свободы, но для глубоко несчастного, потерявшего себя человека этот обмен может быть не так уж плох.

Этот парадокс указывает на то, что наше общество устроено несовершенно - оно допускает, что жизнь некоторых людей может быть настолько ужасной и бесперспективной, что даже тюрьма воспринимается как улучшение положения.

Кто-то, исходя из идеалистических мотивов, возможно скажет, что "вместо того, чтобы помогать таким людям, давать им шанс вернуть достойную жизнь, социум просто избавляется от них, отправляя за решётку".

И да, и нет. Проблема в том, что помочь таким людям, как правило, невозможно. Ну, не хотят они жить нормально, не желают.

Тому же Ушану хватило остатков мозга, чтобы понять - на зоне лучше, чем дома. И его случай далеко не единичный и не уникальный.

Дело в том, что сама тюремная система, при всех её недостатках, видимо, вынуждена исходить из того, что она должна поддерживать хотя бы минимальный уровень содержания заключённых. Даже преступник не может быть доведен до крайней точки страданий и унижений, и это, в некотором смысле, хорошо.

***

Размышляя дальше на эту тему, можно задаться вопросом - а что происходит с человеком, таким как Ушан, который, выйдя на свободу, снова оказывается в тех же условиях, от которых его на время избавило заключение? Не будет ли он воспринимать свободу как наказание, а тюрьму - как спасение? Не возникает ли порочный круг, когда человек, не имея никакой надежды и поддержки на воле, будет стремиться вернуться за решетку, совершая новые преступления?

Скорее всего, будет именно так, ведь не так давно Ушан снова отправился на зону. Снова за кражу. И здесь два варианта - либо он таким образом действительно улучшает свои бытовые условия, либо познал дзен воровской романтики - украл, выпил, в тюрьму.

На самом деле, конечно, первый вариант.

И когда его спрашивают - "Зачем ты опять присел?", он уверено отвечает - "Мне на зоне лучше, чем дома".

Понятное дело, что все это его личное дело и субъективное мнение, но что есть факт - здоровья у него в неволе точно прибавилось и несколько дополнительных лет жизни он себе, благодаря зоне, наверняка выкроил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как Толян "Клоп" НА ЗОНЕ науку постигал
Яранга27 ноября 2023