Найти тему

Заметные инициалы «Р. Р. Р.» в Театре Моссовета

Раскольников — Алексей Трофимов.
Раскольников — Алексей Трофимов.
Раскольников — Алексей Трофимов, Разумихин — Андрей Смирнов.
Раскольников — Алексей Трофимов, Разумихин — Андрей Смирнов.
Соня — Глафира Лебедева.
Соня — Глафира Лебедева.
Раскольников — Алексей Трофимов, Порфирий Петрович — Дмитрий Подадаев.
Раскольников — Алексей Трофимов, Порфирий Петрович — Дмитрий Подадаев.

Инсценировать Федора Михайловича Достоевского даже в формате «по мотивам» — фундаментальная задача для режиссера, но при этом весьма интересная.

Режиссер Театра им. Моссовета Юрий Еремин Достоевского любит и обращается к его текстам часто. В его копилке постановки по рассказу «Вечный муж», романам «Идиот» и «Преступление и наказание». О последней расскажем подробнее.

Премьера спектакля «Р. Р. Р.» по мотивам романа «Преступление и наказание» прошла в Театре им. Моссовета еще в 2012 году. Тогда роль следователя Порфирия Петровича была предложена народному артисту РФ Виктору Сухорукову, а роль бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова — только пришедшему в театр выпускнику Щукинского училища Алексею Трофимову (и сыну блистательного исполнителя роли Кардинала Ришелье, заслуженного артиста РФ Александра Трофимова). Спектакль сразу стал популярным, особенно у школьных групп — как трехчасовая альтернатива многодневному чтению романа.

Спустя 12 лет с момента премьеры в зале все также много девяти- и десятиклассников, которые гурьбой идут за своими педагогами и с интересом смотрят на сцену. Классическая постановка делает доступнее психологизм Федора Михайловича, а для того, чтобы фразы, ставшие у старшего поколения крылатыми, вроде «тварь ли я дрожайшая, или право имею», запомнились, режиссером применен эффектный прием проекции печатной машинки на экран с дореформенной орфографией (вычурными ятями (ѣ), ерами (ъ) и точками над и (i)).

Алексей Трофимов исполняет главную роль в спектакле и сейчас, а Виктора Сухорукова сменил Дмитрий Подадаев. Его Порфирий Петрович не такой цепкий и внушительный, как в исполнении Виктора Сухорукова или Иннокентия Смоктуновского (в легендарном фильме Льва Кулиджанова), но в то же время очень четкий и существенный для раскрытия образа Родиона Романовича, чьи инициалы вынесены в заголовок всего спектакля.

Да, Юрий Еремин дал постановке отличающееся от романа название, выводя на передний план линию студента Раскольникова и подсвечивая психологический базис его теории. Порицаемые действия подсвечены на сцене красным. Хочется отметить, что Юрий Еремин выступил не только режиссером-постановщиком, но и автором инсценировки, сценографом и художником по костюмам.

Сценография в спектакле заслуживает отдельного внимания. Поворотный круг из моста и лестниц является еще одним (а может — и несколькими) действующим лицом постановки, демонстрируя и каморку Раскольникова, похожую на гроб, и место смерти Мармеладова, и использование в мирных целях орудия убийства той самой старушки. Декорации получились очень сложносочиненными, и от того сюжет и персонажи стали еще объемнее, даже не нуждаясь в этом.

Игра актеров талантлива, и благодаря ей, в том числе, умелые режиссерские акценты считываются благодарными зрителями и вызывают бурные аплодисменты в финале, вызывая артистов на повторяющиеся браво и бис.