Расскажем Вам правдивую историю.
Коллега, назовем его Василий, установил на свой автомобиль газобаллонное оборудование с 60-литровым баллоном, который, согласно инструкции, позволял заправлять только 48 литров. Дальнейшему наполнению мешал клапан отсечки — по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа. Ну, а поскольку Василий – мужик рукастый, а 60 литров в дальней дороге – это лучше, чем какие-то 48 литров, баллон подвергся изменениям, позволяющим заполнять объем до предела. Как потом объяснял сам Василий, ничего особо опасного такая доработка не сулила, если сразу же после заправки пускаться в дорогу. Однако в тот день получилось так, что на его только заправленном автомобиле, зазвали в гараж обсудить какое-то важное мероприятие… И обсуждение затянулось до того, что поездку отложили до завтра, загнав машину с 20-градусного мороза в прогретый до плюс 20 бокс…
Утром Василия встретили возмущенные кошки, проживавшие в боксе – им было совсем плохо… К счастью, очумелые ручки Василия не успели в свое время добраться до клапана аварийного сброса давления, который, в итоге, и спас ситуацию, стравливая расширившийся пропан-бутан в окружающую среду. Проветривали бокс и просили прощения у кошек очень долго…
Мораль истории простая. Газобаллонное оборудование не опаснее, чем бензиновое, но только при условии правильного монтажа и отсутствия «тюнингов». Напоминаем: пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан – при 200 атм. в сжатом. Но сам по себе баллон не опаснее бензобака. Толщина металла у баллона такова, что вероятность его физического повреждения ничтожна. Разработчики современного ГБО учли все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой. В нее входят клапан отсечки, клапан аварийного сброса давления, скоростной клапан (действует при обрыве расходной магистрали), противопожарная плавкая вставка и т.п.
Каким чудом защищенные со всех сторон баллоны все-таки иногда взрываются на жаре?
Почти всегда виноват именно человеческий фактор.
К примеру, установщик ГБО неверно отрегулировал клапан или вообще удалил его, применил бэушный клапан и т.п. Возможны и более сложные алгоритмы: к примеру, перегретый баллон начал стравливать газ в атмосферу, а поблизости оказался открытый огонь (например, курильщик). Такое случается не каждый день, но теоретически вполне возможно. В любом случае, как уже отмечалось выше, после заправки желательно сразу отправляться в путь, не позволяя баллону, заправленному «под пробку», проверять собственные клапаны на дуракоустойчивость. Одним из важных факторов является периодическое освидетельствование газовых автомобильных баллонов, которое позволит исключить возможность использования неисправного баллона в автомобиле. Однажды может и не повезти…
Но, сразу успокоим вас: газовые автомобильные баллоны взрываются только в редких случаях и при участии самих горе-автовладельцев.