Найти в Дзене
IQ.HSE

Участие в краундфандинге может приносить доход до 73% годовых: выгоднее всего вкладываться в дизайнерские проекты, наименее прибыльны — игры

iStock
iStock

Люди, которые поддерживают проекты на краудфандинговых платформах, могут получить выгоду от своих донатов. Например, вложив на Kickstarter деньги в чью-то идею, можно ожидать прибыль в среднем 11,5% годовых, а проекты в сфере дизайна и вовсе могут давать доходность до 70%. Но есть нюанс: такая прибыльность достигается не в виде прямых денежных выплат, а как экономия на приобретении продукта. Это показало исследование сотрудников факультета экономических наук НИУ ВШЭ, опубликованное в Economic Analysis Letters.

Краудфандинг — способ финансирования проектов, при котором множество доноров жертвуют небольшие суммы. Существуют разные виды краудфандинга: некоторые предполагают покупку инвестором доли в стартапе, а другие дают пользователям своеобразное вознаграждение в виде самого продукта или просто предлагают поддержать деятельность компании, например НКО.

Большая часть исследований, изучающих краудфандинговые инвестиции, рассматривает вложения в виде покупки доли стартапа. Из них известно, что такие инвестиции могут приносить прибыль в размере 7–8%. Но ранее никто не изучал инвестиционный потенциал финансовых вложений в краудфандинговые проекты с наградой. Они занимают промежуточное положение между инвестициями в стартапы (где у участников доминирует денежная мотивация) и пожертвованиями (где донорами движет желание помочь другим).

Главная страница Kickstarter
Главная страница Kickstarter

Авторы впервые решили рассмотреть прибыльность таких инвестиций. В качестве финансовой отдачи они посчитали разницу между стоимостью продукта для доноров и для всех остальных в процентах от первоначальных инвестиций. Авторы изучили данные по почти 300 проектам в сфере видеоигр, технологий и дизайна на Kickstarter, самой популярной площадке для краудфандинга. Платформа работает с 2009 года и ежемесячно привлекает до 7 млн долларов.

Авторы изучили только крупные проекты, каждый из которых требовал инвестиций более 250 тысяч долларов. 60% изученных проектов не смогли собрать необходимую сумму и не были запущены. Если проект не получает необходимое финансирование, вложенные деньги возвращаются донорам, что служит некоторой защитой инвестиций.

Выяснилось, что в среднем проекты приносят 11,5% годовых. Однако если рассматривать только успешные проекты (то есть те, которые смогли собрать необходимую сумму финансирования), то прибыльность возрастёт до 26,4%.

Среди всех проектов самыми выгодными оказались начинания в сфере дизайна: их доходность достигла почти 25%, а у наиболее успешных и вовсе составила 73%. Проекты в сфере технологий давали инвесторам прибыль 15% (в среднем) и 36% (у собравших финансирование). Игровые проекты стали наименее выгодными, принося инвесторам всего 6%, и даже успешные начинания приносили всего 14% доходности. Но при этом они чаще всего собирали необходимую сумму для запуска. Однако есть нюанс: рассчитанная прибыльность — не прямой денежный поток, который получат инвесторы, а скорее полученная выгода.

​​​​​​​Виктория Добрынская, доцент факультета экономических наук:
«Это скорее возможность сэкономить для инвесторов, которые заинтересованы в продукте. Смысл краудфандинга в том, что проекты собирают относительно небольшие суммы с большого числа инвесторов, поэтому прибыль каждого инвестора относительно невелика».

Выяснилось, что количество доноров или заявленная необходимая сумма статистически не влияют на прибыльность. Только длительность проекта имеет значение: краткосрочные проекты приносят большую прибыль. Большинство проектов на платформе краткосрочные, и среднее время ожидания награды составляет 14 месяцев. Быстрее всего получают свою награду те, кто инвестирует в дизайнерские проекты, — всего через 13 месяцев. А дольше всех ждут люди, которые жертвовали на видеоигры, — почти 3 года.

Например, одним из самых громких проектов среди игр стала Pillars of Eternity от студии Obsidian Entertainment. При заявленной цели в 1 млн долларов она смогла собрать 4 млн долларов всего за месяц. Игра была анонсирована в сентябре 2012 года и вышла в свет в марте 2015-го. Чтобы получить копию игры, необходимо было поддержать проект на сумму от 20 долларов. После релиза на площадках игра стоила 30 долларов. Получается, что доноры, вложившие минимальную сумму, получили выгоду в размере 50%.

Однако средняя сумма пожертвования на этот проект составила 54 доллара, следовательно, часть доноров потеряли в деньгах, но приобрели любимую игру. Авторы исследования отметили, что всё же главными мотивами для доноров на Kickstarter остается альтруизм и желание дать жизнь интересному проекту. При этом доходность не зависит от количества проектов или суммы инвестиций.

​​​​​​​Виктория Добрынская, доцент факультета экономических наук:
«Заранее неизвестно, какие проекты будут более доходными. Поэтому доходность зависит от того, какие проекты выбрать. Наше исследование показало, что проекты в категории дизайна в среднем более привлекательные. Также хорошая стратегия — инвестировать ближе к концу сбора средств, когда уже видно, что велика вероятность, что проект запустится».

IQ