Найти тему

С НИМ - ВСЕГДА ПРАЗДНИК

(о главном художнике Дмитровского фарфорового завода Е.П. Смирнове)

Этот человек родился, живет и работает в нашем районе. Имя его известно в Праге и Токио, Нью-Порке и Монреале, в Стокгольме и Дели. Это главный художник Дмитровского фарфорового завода Евгений Петрович Смирнов.

главный художник Дмитровского фарфорового завода Евгений Петрович Смирнов
главный художник Дмитровского фарфорового завода Евгений Петрович Смирнов

Евгения Петровича можно по праву считать одним из создателей неповторимого художественного лица предприятия, получившего название «фарфор Вербилок». Ведь он возглавляет художественную лабораторию с 1939 года, работает на заводе более сорока лет.

Коллекции художественного фарфора Вербилок демонстрируются на многих за рубежных выставках, укрепляя славу советского фарфора. Большой золотой и серебряной медали удостоен завод на всемирных выставках в Париже и Брюсселе.

Среди работ, отмеченных высшими наградами многих выставок — произведения Евгения Петровича. Это ваза «Торжественная» с портретом Ленина (гравюра по золоту), чайно-кофейный сервиз «Факел», роспись сервиза «Красная площадь», за которые он удостоен в 1970 году Государственной премии РСФСР имени И. Репина.

-2

Труд Е. П. Смирнова отмечен правительственными наградами. Два дня назад ему вручен высший орден страны — орден Ленина.

Своей главной радостью Е. П. Смирнов считает не личные успехи в творчестве, а успехи всего коллектива. Именно этого он добивается ежедневной упорной работой.

ЧТОБЫ увлечь других, надо быть самому увлеченным. Чтобы молодой художник поверил в свои силы и могущество кисти, старший должен удивить его искусством управлять вдохновением.

Евгений Петрович не жалеет сил, чтобы создать в коллективе художников атмосферу творчества. Прежде всего, живую струю вносит он сам тем, что создает уникальные по уровню художественного мастерства вещи. И, кроме того, щедро помогает каждому: и начинающему выпускнику художественного училища, и опытному товарищу.

— Всем, чего я достигла. — считает старший художник А. И. Правикова, — я обязана Евгению Петровичу. Именно он научил меня чувству материала, формы изделий. Он умеет держать коллектив постоянно в творческом напряжении, умеет подобрать задание каждому по силам и еще чуть-чуть сверх того. Недаром в нашем коллективе такая большая группа членов Союза художников СССР —одиннадцать из шестнадцати.

А ведь Правикова — это имя. Ее выставочные работы с успехом демонстрировались на многих зарубежных выставках, нескольким производственным рисункам присвоен Государственный Знак качества.

Мне довелось быть свидетелем «рабочего момента». Главный художник заглядывает в кабинет, где трудятся молодые, замечает расстроенное лицо Аллы Тимофеевой.

— Знаешь, почему не получилось? — подходит он к ней, — Потому что ты не рисовала, а вычерчивала.

Он устраивается за ее рабочим столом. Минуту прицеливается взглядом. Виртуозный мазок — и сразу выстроилась не подававшаяся композиция. Форма оказалась раскованной, свободной.

— Талантливый художник. — сказал потом Евгений Петрович, имея я виду Аллу. — Трудолюбива. Это, я считаю, главное. Художник должен тренировать свой мозг, как музыкант пальцы. В нашем деле талант без труда ничего не значит. Опыт не избавляет и меня от таких же поисков, вынашивания идеи. Прежде чем взяться за кисть, я должен уже «видеть» рисунок, то есть мысленно выстроить его.

Евгений Петрович привык приходить на работу рано. Пока не трезвонят телефоны — срочные дела. А потом в его кабинет то и дело будет открываться дверь. Художники, обжигальщики, технологи, формолитейщики, бухгалтер, редактор стенной газеты— всем нужен Евгений Петрович. И они все нужны ему. Видимо, зная это, входят в кабинет смело, не опасаясь гневного «Не мешайте!». Их работа — это его работа.

И в доме Евгения Петровича часто бывают люди, которым он тоже очень нужен. Приходят, когда трудно и необходимо общение с мудрым человеком. Приходят послушать музыку и стихи или за редкой книгой из личной библиотеки хозяина. Настоящий праздник для него — встречи с фронтовыми друзьями. В их числе — главный художник журнала «Юность» Ю. Цышевский, поэт П. Железнов. С ними вместе он мерз в окопах на передовой, вместе выпускал агитплакаты, «боевые окна», будучи художником армейского Дома Красной армии политуправления третьего Прибалтийского фронта.

В военные годы он создал крупные полотна «Взятие Пскова», «Здесь прошли немцы», плакат «Рига свободна!»

Говоря о главном художнике, нельзя забывать о самой важной его задаче. Художник производства не единожды должен поверить гармонию рисунка алгеброй технологии. Первая заповедь — красота, вторая — рентабельность.

— Рентабельностью завод во многом обязан главному художнику. — говорит директор П. В. Грецов. — Его вклад в экономику трудно переоценить.

Мощная творческая энергия, которой щедро одарила Евгения Петровича природа, как бы подзаряжает тех, кто с ним общается. Трудиться рядом с ним, считают в лаборатории, — это всегда праздник.

Тонкий колорист В. Н. Лосев, мастер цветочных композиций А. И Коновалов, изысканные рисунки К. Н. Паниковой, мужественные и мажорные росписи А. И. Правиковой, всегда ищущий новых решений в декорировании А. П. Харитонов, удивляющий богатой орнаментальной фантазией П. Е. Смирнов, сын главного художника. Все они — разные творческие характеры. Вместе с тем они, как и другие опытные и молодые художники, определяют единое художественное лицо предприятия, создают фарфор Вербилок. Объединяет их одно: каждый и какой-то мере считает себя учеником Евгения Петровича Смирнова.

Л. СОБОЛЕВА.

(1974 год)

P.S.

забегая вперед.

в 1976 году в нашем Талдомском крае в селе Спас-Угол состоялся первый праздник (ставший впоследствии ежегодным) в честь нашего земляка, уроженца Спас-Угла Салтыкова-Щедрина. На праздник приехали многие известные щедриноведы и члены союза писателей. От имени Талдомского района союзу писателей была преподнесена юбилейная ваза изготовленная на ДФЗ. Авторами ее были Евгений Петрович Смирнов и его сын – Петр Евгеньевич Смирнов. Приводимое ниже фото той подарочной вазы, конечно, ну очень "не очень", но явные аналогии с вазой "Торжественная" весьма заметны.

"подарочная" ваза отца и сына Смирновых
"подарочная" ваза отца и сына Смирновых