Найти тему
Смирнова.ru

Нужно ли делать сад как дорогу по пути на работу

На одной из дискуссий по созданию общественных пространств прозвучало, что для многих это, в первую очередь, место по пути на работу. Попробуем сегодня посмотреть один из возможных проектов реконструкции такого зеленого городского пространства - путь от метро Автово (Санкт-Петербург) вдоль виадука домой и обратно.

Виадук в Автово (Ново-Автовский), фото до 1918г
Виадук в Автово (Ново-Автовский), фото до 1918г

На фото представлена панорама Ново-Автовского путепровода в Автово (верхний мост, ниже - трамвайный путепровод), где можно увидеть четыре достаточно больших городских территории, разделенные тремя дорогами и речкой. Смотрим слева направо (от метро - в сторону жилых корпусов, находящихся за виадуком): сквер Петра Семененко (до реконструкции, видна сеть необустроенных тропинок и дорожек), железная дорога, полупромышленная территория с бело-синим автосалоном Автоцентр ГАЗ Автово, река Красненькая и пустырь вдоль реки. Ниже приведены фотографии пешеходного маршрута вдоль виадука, по которому значительное число горожан каждый день путешествует в метро утром на работу и вечером возвращаются домой, общая дорога, включая маршрут через Ленинградский сквер (нет на фото), занимает около 15-20 минут.

Как видно из фотофиксации (галерея фото выше), пешеходный маршрут построен все время вдоль дороги, но слева и справа есть зеленые пространства, которые требуют ухода и могут принести больше эстетического удовольствия, чем это выглядит сейчас. По-хорошему, необходимо провести ряд полевых исследований, изучая мнение пешеходов, велосипедистов и участников микромобильности, каким они хотели бы видеть свой путь, что ценят и что было бы хорошо здесь сделать. Исследования могут также подчеркнуть исторические связи и ценность этого места, о чем многие проходящие мимо, или живущие рядом, могут даже не догадываться.

На Красненьком кладбище есть большое количество захоронений рабочих Путиловского (Кировского) завода и членов их семей. Братская могила большевиков-путиловцев Алексеева В.П., Корнеева С.С., Огородникова И.В. Вообще, на Красненьком похоронено много выдающихся людей: профессоров, героев Советского Союза, адмиралов. Здесь похоронен замечательный советский писатель Леонид Васильевич Соловьёв, известный, в первую очередь, дилогией о Ходже Насреддине, в которую входят книги «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».

Историческая память места бережно хранится и передается, в том числе, через вот такие замечательные инсталляции и малые архитектурные формы, как это сделано в сквере Петра Семененко у метро Автово (бронзовый трактор).

Зеленое пространство, которое сейчас никем не продумано и используется как транзитная дорога, можно со временем превратить в небольшой цветущий сад который переходит, например, в липовую аллею и/или березовую рощу. Про речку Красненькая, берега и пешеходные тропинки вдоль нее - это совсем отдельный разговор и требуется большая работа, включая берегоукрепление. Здесь подойдет биоинженерный метод укрепления береговых откосов. В основе биоинженерного метода укрепления береговых откосов водоемов лежит способность природных ландшафтов к восстановлению. Кроме того, биоинженерный метод позволяет существенно снизить негативную нагрузку на водоем и в конечном итоге значительно замедлить процесс его зарастания водорослями («цветению» вод), создания дефицита кислорода и замору рыб и других животных.

Сеул,  парк Чхонгечхон вдоль реки, которая когда-то была скрыта под автомобильной трассой
Сеул, парк Чхонгечхон вдоль реки, которая когда-то была скрыта под автомобильной трассой

Когда мы говорим и проектируем любое зеленое общественное пространство. здесь уместно уже говорить о создании зеленого каркаса города. Согласно источнику, основной принцип формирования зелёного каркаса города — максимальное приближение жилья к зелёным естественным или искусственным образованиям. Это позволит создать экологически комфортные условия жизни горожан. Как-то мы делали передачу с активистами проекта "Создай свой сад" про создание горожанами сада в отдельном взятом дворе. Так как двор достаточно большой, также являлся транзитной зоной в метро, он стал любимым местом для многих, живущих в этом районе.

Составные элементы зелёного каркаса:

  • буферная территория, в состав которой входят городские леса — зелёный пояс, охватывающий город;
  • ключевые территории, к которым относят парки и скверы — это узловые точки расположения зелёных массивов на территории города;
  • транзитные территории — озеленённые территории, расположенные в границах красных линий улиц, автодорог и автомагистралей города, связывающие между собой парки и скверы;
  • резервные территории — земельные участки с зелёными насаждениями, зарезервированные под будущее строительство парков;
  • дополнительные транзитные территории — озеленённые придомовые территории.

В заключение короткий обзор нового облика сквера Петра Семененко, который также получился как транзитная территория в районе метро Автово.

Если нравится статья, буду рада комментариям! Просьба поставить "нравится", если было интересно, так вы поможете развитию канала.

Для тех, кто пропустил прошлую статью, обязательно прочитайте: Уличное искусство в городе: стены домов, "вышитые своими руками"

Больше материалов по урбанистике на странице сообщества Урбанистический Форум в Вконтакте.