Приветствую всех на своем канале. Спасибо, что читаете мои статьи. Сегодня расскажу и покажу Радужную улицу, которая находится на северо-востоке Москвы. Она соединяет две мощные улицы, настоящие транспортные магистрали, - улицу летчика Бабушкина, Енисейскую улицу и Кольскую улицу. Радужная улица довольно короткая, если сравнивать ее с протяженными соседками. Но и переулком ее не назовешь. Эта улица имеет просторные дворы по обе стороны от проезжей части и переплетается с параллельными ей Верхоянской улицей и улицей Искры.
О прилегающих улицах я расскажу в будущих публикациях. О Верхоянской улице статья уже написана. Ссылка в конце этого материала. Отмечу только, что в топонимике Бабушкинского района отразились многие героические страницы истории нашей страны.
Раньше Радужная улица называлась Институтской и пролегала она сначала в городе Лосиноостровске, а затем, после 1939 года, в городе Бабушкине. Город был переименован в честь легендарного полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина, уроженца здешних мест. Герой Советского Союза Бабушкин погиб в 1938 году. Ему было всего 44 года.
В 1960 году город Бабушкин Мытищинского района Московской области вошел в состав Москвы и стал Бабушкинским районом. Но славное прошлое этого прекрасного пригорода сохранилось на улицах этой, теперь уже столичной, территории.
На Радужной улице, в доме 5 проживал летчик-испытатель, Герой Советского Союза Николай Николаевич Харитонов. Простой деревенский парень, трудившийся после окончания семи классов сначала в колхозе, а потом слесарем в Туле, в девятнадцать лет закончил Таганрогскую военную авиационную школу летчиков. С первых дней Великой Отечественной войны сражался с фашистами.
В боях и походах Николай Николаевич набирался опыта и повышал свою летную квалификацию. В 1942 году он закончил Высшую школу летчиков и штурманов Авиации дальнего действия СССР (АДД СССР).
К 1944 году Н.Н. Харитонов совершил 291 боевой вылет, причем в глубокий тыл противника. Бомбил стратегические объекты на оккупированных территориях до самой Германии.
В возрасте двадцати трех лет Николай Николаевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После войны Н.Н. Харитонов окончил Рязанскую высшую офицерскую школу Дальней авиации. Продолжал служить в ВВС СССР. В 1958 году полковник и военный летчик 1 класса был уволен в запас. Но с авиацией не расстался. Николай Николаевич перешел на летно-испытательную работу в ОКБ Туполева. Заслуженный летчик-испытатель СССР "научил летать" целую плеяду знаменитых туполевских самолетов. В 1976 году летная карьера была завершена. Но Н.Н. Харитонов продолжал работать в ОКБ. Был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и «Знак Почёта» и медалями. В 1991 году, на семидесятом году жизни он покинул этот мир. Похоронен в Долгопрудном.
В личной жизни Николай Николаевич, видимо, не был столь удачен, как за штурвалом самолета. Он долгое время жил в городе Жуковском Московской области - поближе к военному аэродрому. Потом переехал в Москву, на Радужную улицу.
О семье Н.Н. Харитонова мне ничего неизвестно. Могу лишь сказать, что его внук Кирилл проживает в Жуковском, но ни о себе, ни о своем легендарном деде не рассказывает. На своих аккаунте в VK, по крайней мере. На одном военном сайт оставил комментарий, что гордится дедом. И на том спасибо.
Продолжим нашу прогулку по Радужной улице. В названии заявлены сосны. Когда-то здесь шумели леса. Полный живности лесной массив назвали Лосиным островом. Через эти места со стародавних времен пролегали важные торговые пути. В 1862 году была открыта первая очередь Московско-Троицкой железной дороги, которая соединяла Москву и Сергиев Посад и имела всего шесть станций, включая конечные.
Железнодорожное строительства активно развивалось. В 1898 году была открыта станция 10-й версты. Это событие вызвало дачный бум на северо-восточных окраинах Москвы.
Не упустил своего шанса и богатый помещик Рихтер. За околицей своего села Филино он построил дачный поселок, который позднее превратился в город Лосиноостровск. Прекрасный сосновый лес был ключевым преимуществом этого бизнес-проекта. Без вырубки деревьев, конечно, не обошлось, но сосны старались не трогать.
Лосиный остров постепенно сокращался. А сейчас от леса почти ничего не осталось. Лесопарк - это бледный признак былого величия Природы. И от него каждый год откусывают куски под строительство высоток.
На Радужной улице много зелени. Сосны можно увидеть во многих дворах. Но в основном, конечно, растут лиственные деревья. Возможно, это связано с пагубной для благородных хвойников городской средой.
В Бабушкинском районе Москвы вряд ли найдется старый деревянный дом. Утверждать не берусь. Может быть, и затаилась где-нибудь старинную дачку, хотелось бы в это верить. Если вы знаете, о таком строении, напишите о нем в описании. Во всяком случае не на Радужной улице.
Тем не менее здесь много интересных зданий сталинского периода истории нашей страны. В основном это жилые дома - свидетели другой жизни и другого быта.
Перед вами четырехэтажный жилой дом, Г-образной формы. Красивый зеленый двор. В летнюю жару здесь тенистая и прохладная атмосфера. По одному из дворовых фасадов выведена кирпичная труба. Раньше дома имели собственные котельные, которые работали на угле. Истопник или по-другому кочегар круглосуточно подкидывал уголек в топку котла. К началу зимы во дворах были насыпаны горы твердого топлива. Представляете, как выглядели улицы, когда трубы начинали дымить? Вывод: центральное отопление - величайшее коммунальное благо.
К домам был подведен холодный водопровод и канализация. Горячую воду грели в специальных баках - титанах, которые топились дровами. В подвале дома для каждой квартиры был отведен "сарай" небольшой отсек-кладовая. Здесь хранили запасы картофеля и дрова. Газ появился в домах в шестидесятых годах и позднее. До этого пищу готовили на керогазах, примусах или керосинках. Эти бытовые приборы были очень пожароопасны. Приготовить можно было только одно блюдо, да и то не всякое. В квартирах были установлены дровяные плиты с двумя конфорками, что называется от застройщика. Чтобы кашеварить на такой плите, нужна была деревенская сноровка и выучка.
Дрова для бытовых нужд жильцы закупали сами. Обычно направлялась коллективная заявка в какой-нибудь дружественный колхоз. Задействовались и другие пути. Словом, домашних забот у городских жителей было предостаточно. Но люди были счастливы, что им не приходится топить печку, таскать воду ведрами из колодца, расположенного полукилометре от дома, и бегать на улицу в туалет в сорокаградусный мороз.
Питание было большой проблемой. Мало того, что готовка занимала много времени, да еще и хранить кушанья более одного-двух дней было очень сложно, ведь холодильников не было. Зимой еду можно было выставить за окно, но не всю и в малом объеме.
Общественные столовые способствовали тому, чтобы у работающих граждан было больше свободного времени для отдыха и интеллектуального саморазвития. Многие блюда можно было приобрести и забрать с собой - в судках. Горячее питание было организовано практически на всех предприятиях. Рабочие, инженеры и административные работники обедали в заводских и фабричных столовых. Вкусный обед за копейки.
В конце шестидесятых - начале семидесятых ситуация изменилась. В квартирах появились газовые плиты, которые подключали к пятидесятилитровым баллонам с сжиженным пропаном. Голубого топлива хватало на четыре-пять месяцев (только на готовку, не на отопление). Потом пустой баллон обменивали на полный. Или в микрорайон приезжала мобильная установка с цистерной. Жители приносили свои баллоны для наполнения газом. Мужчины взваливали на плечи ношу массой почти в половину центнера. Да еще и содержимое булькает, переливается, норовит свалить баллон на землю. Чем не экстремальное испытание? Но вскоре в московские дома провели магистральный газ, а вместе с ним и горячий водопровод. Вопрос с централизованным отоплением к тому времени преимущественно был решён.
Жаль, что многие городские жители не ценят те блага цивилизации. которыми они пользуются каждый день и воспринимают как должное. А ведь раньше людям приходилось ходить в баню, потому что дома не было возможности полноценно помыться. Стирка - это вообще отдельная история. Однако горожане не чувствовали себя несчастными и заброшенными. Они трудились, радовались жизни, растили детей, дружили и вместе преодолевали трудности.
Я не стараюсь идеализировать прошлое. Но и демонизировать тоже не буду. Вот, скажем, набитая оскомину тема коммунальных квартир. Вороньи слободки и прочие ужасные квартирные сообщества - это ведь не про быт и неустроенность, а про людей, утративших человечность. Иметь отдельную квартиру со всеми удобствами - это был счастливый удел избранных. Большинство семей жили в комнатушках площадью не более 20 квадратных метров в коммунальных квартирах и прекрасно ладили с соседями.
Более того помогали друг другу, поддерживали в трудную минуту. вместе отмечали праздники. Летними вечерами люди собирались во дворах, пели и танцевали. В кинотеатрах яблоку негде было упасть. Все места были заняты, включая ступени в проходах. До начала сеанса в фойе выступали артисты, играли маленькие оркестры. Зрители танцевали. В буфете продавали вкуснейшие пирожные, аппетитные бутерброды, душистый чай и натуральные соки. Собираясь в кинотеатр, принаряжались, наводили красоту. Словом, это было приятное и очень полезное мероприятие.
Недалеко от Радужной улицы расположен Бабушкинский Парк Культуры и Отдыха (ПКиО). Там и сейчас много всего интересного: отличный каток, шахматно-шашечный клуб, тир, читальня, Зеленый театр, танцевальная веранда, детская площадка, сектор со спортивными тренажерами. А в тридцатых годах в парке население готовили к суровой военной реальности: учили оказывать первую медицинскую помощь, знакомили с современным вооружением, проводили тренировочные занятия. Здесь же была установлена парашютная вышка - значимая примета довоенного времени. Этот тренажер многим помог успешно выполнить боевое задание.
Молодежь привлекали к изучению военно-технических специальностей. В областных и районных центрах создавались аэроклубы - кузница авиационных кадров. Николай Николаевич Харитонов начал свой путь в авиации с занятий в тульском аэроклубе. После работы он изучал устройство самолетов, учился управлять на учебными летательными аппаратами. К сожалению, позднее эта образовательная программа была свернута.
До войны, когда этот район был еще городом Лосиноостровском, а потом Бабушкиным, руководство страны побуждало граждан к общественной активности. Не сидите дома, отправляйтесь в парк, дом культуры, на стадион. Покрепились в столовой и бегом учиться в школе рабочей молодежи, в вечернем техникуме или даже в вузе.
Статья не завершена. Не на ту кнопочку нажала. :) Продолжение - скоро.