Всем привет, с «Вами «Мяч над сеткой»! Сегодня в Новосибирске снова яркая вывеска. Местный «Локомотив» и петербургский «Зенит» второй сезон подряд завершают сезон вместе. Но если прошлой весной на кону в их серии стояли бронзовые медали, то теперь серия «утешительная» - за 5-е место. Встретятся традиционные фавориты в самом «болеющем» зале страны – так его называет либеро «Зенита» Семен Кривитченко, выступавший до этого два сезона в… «Локомотиве».
И вот ведь драма – прошлой весной Семен обыгрывал «Зенит» в бронзовой серии, а после возвращения в Санкт-Петербург (Кривитченко играл в «Зените» в 2018-2020 г.г.), теперь вместе с партнерами пытается взять у бывшей команды реванш, а камнем преткновения для него остается московское «Динамо». Кстати, в предстоящее межсезонье движение игроков между этими клубами будет уже в обе стороны.
За что можно получить нагоняй от Пламена Константирова и что изменил в «Зените» Серджио Бузато? Что общего у Жени Гребенникова и Криштиану Роналду? Почему сезон больших ожиданий превратился для петербургской команды в борьбу лишь за пятое место и реально ли было пройти московское «Динамо» в четвертьфинале? Беседа с финалистом и бронзовым призером чемпионата России – Вашему вниманию.
Зачем так долго играть безмедальную серию?
-Насколько тяжело после поражения в полуфинальной серии настраиваться на длинную серию за 5-8-е места? От женщин слышал в шутку, что играя за неделю четыре матча с одним и тем же соперником, они уже ненавидят друг друга.
-Такого нет, но шуток бывает много. Особенно, когда если серия длится дольше трех матчей. Если же доходит до пятого, как в прошлом сезоне у «Факела» с «Динамо-ЛО», то появляются разговоры: «Зачем это надо – так долго играть»?
-Не надо?
-Возможно, в турнире за 5-е место и ниже столь длинные серии проводить и не стоит, достаточно до двух побед. Или же вообще сыграть два матча, с «золотым» сетом в случае равенства очков после двух матчей. Но я пока не замечал, чтобы соперник приелся. Если у нас в серии с «Локомотивом» дойдет до пятого матча, возможно, скажу по-другому.
-В плей-офф увидели неожиданности?
-Конечно, это «Факел», который выиграл четвертьфинальную серию у «Локомотива». Так получилось, что для него «Факел» стал неудобным соперником. Почему так происходит –непонятно, необъяснимо. В той серии «Локомотиву» на выезде играть было проще, чем дома. В Новом Уренгое они вышли на матч без опробования – и сыграли лучше, победили. Хотя там играть всегда тяжело. В первую очередь из-за разницы часовых поясов. Приезжаешь туда и ходишь сам не свой. Тем не менее «Факел» в этом сезоне приятно удивил.
-Кто еще?
-«Белогорье». Можно было и раньше предположить, что они будут претендовать на медали, но в начале сезона у них возникали проблемы. Потом они с ними справились – и как «Белогорье» играет сейчас, это очень сильная команда. Такого скачка от них не ожидал. Они дважды нас обыграли. Прибавили в командной работе и конечно, китайский доигровщик ЧЖАН – очень хорошее приобретение. Кроме того, насколько знаю – по общению с игроками «Белогорья» - у них и внутри команды все хорошо.
«Шахтер» стал явлением в Суперлиг – влюблял комбинационном волейболом!
-После последнего места «Строителя» в прошлом сезоне высокое место другой белорусской команды удивило. А Вас?
-Да, «Шахтер» - еще одно открытие сезона! Очень интересная и своеобразная команда, с необычным доигровщиком. У нас все привыкли, что волейболисты – супервысокие, высоко прыгают – а нападающий «Шахтера» Андрей Марченко «разрывал» Суперлигу с ростом 182!
-Необычно.
-Блокирующим с ним приходится очень тяжело. Они привыкли, что нужно организованно выстроиться, перенести руки – но под Марченко подстроиться многие так и не смогли, он атакует с другой высоты, видит блок – и всегда старается его переиграть. Сильно не бьет – или скинет, или в стык мяч засунет, или еще что-то придумает. Высокий процент в атаке показал - молодец. По праву получил приглашение из «Белогорья».
Еще в белорусской команде очень своеобразный связующий, для нашей Суперлиги играет нетипично.
-Это как?
-Не «выбрасывает» мяч сразу в высшей точке – наоборот пасует с задержкой. Центральным очень тяжело против него играть. Вроде бы надо уже куда-то бежать – но приходится стоять намного дольше обычного. В рамках одной игры перестроиться очень тяжело. Это потом хорошо было видно во время разбора матчей. Центральные эту паузу не выдерживают – в итоге прыгают в третьей зоне. А связующий «Шахтера» на этом их ловит – отдает на край сетки.
«Шахтер» удивлял и выделялся комбинационным волейболом. У наших то команд единственная комбинация – это «пайп», его играют все. В остальном – все уже давно забыли, что такое комбинационный волейбол. «Шахтер» же влюблял в себя своей игрой. Плюс еще очень сложно играть с ними в их зале – в Минске. Да и наш домашний матч с «Шахтером» получился очень сложным и напряженным. Хоть мы и выиграли (3:2), но они на тот момент называли тот матч для себя лучшим.
Еще одна яркая особенность в игре «Шахтера» - атака сразу после приема. Давно не видел, чтоб либеро сразу доводил мяч на сетку для удара. Очень интересная команда!
«Динамо» - непройденный барьер
-Перейдем к «Зениту». Летом вы спустя три года вернулись в команду – и сезон оказался для нее на удивление трудным. Скатывались и в середину таблицы, и вне четверки оказались впервые. Перед сезоном видели предпосылки к этому?
-Нет! У нас же тогда состав был оптимальным. Еще рассчитывали на возвращение Андерсона, тренировался Егор Клюка. Уже по ходу предсезонки начались проблемы. Сначала узнали, что дальше - без Андерсона, недели через три после начала сбора Егору пришлось заняться лечением травмы, а по ходу первого круга и Витя Полетаев из-за травмы выбыл. Тогда уже и стало страшновато.
-О чем тогда думали?
-Говорили об этом в команде. Настраивались на то, что надо стараться и в этой ситуации выжать максимум. Хотя было тяжело, примерно половину сезона провели не тем составом, который планировался. Зимой еще и Женя Гребенников травму получил. Полегче стало уже после прихода Влада Бабкевича, это большое приобретение.
-В четвертьфинале реально было обыграть «Динамо»? Равное сопротивление до середины тай-брейка решающего матча нельзя называть для «Зенита» на тот этапе максимумом?
-Наверное, можно. Хотя про тай-брейк говорят, что там как выпадет: орел или решка. У «Динамо» Макс Белогорцев подал шесть подач подряд, мы с первых двух сняться не смогли, потом начали что-то искать, придумывать, но не получилось. Нам вкатываться в матч было тяжело, поражение в двух первых партиях стало следствием эмоционального недовосстановления, в том числе. Ведь играли уже спустя два дня после второго матча. Ругались, что так быстро третий матч поставили.
- День паузы между матчами - это мало?
-Мало! Даже два дня мало. По крайней мере, для нашей команды. В «Зените» сейчас команда эмоциональная. Мы хорошо играем, когда коллективные действия получаются, когда набираем – и на этой волне идем вперед. Но для восстановления эмоций требуется время. У нас второй матч тоже получился очень трудным, упорным и долгим, с пятым сетом. Не успели выдохнуть – еще один такой же матч.
-Но «Динамо» было в такой же ситуации?
-У них команда другого плана, как я вижу. С большим акцентом на индивидуальные качества игроков. В «Динамо» очень сильные края, Соколов так вообще может в одиночку результат делать. У нас же если сразу не пойдет, эмоциональной подпитки нет, становится тяжело. Так было и первой половине третьего матча – когда мы проигрывали. Женя в квадрат прибегал, говорит: «Все молчат». Разошлись только к третьей партии.
-Победы над «Динамо» по ходу сезона добавили уверенности перед четвертьфиналом?
-Конечно. Мы обыграли «Динамо» и в Кубке России, и в чемпионате. Причем победа в чемпионате пришлась на период, когда мы были, наверное, в наихудшей форме за весь сезон. Перед плей-офф воспоминания о той победе обнадеживали, мы понимали, что можем пройти «Динамо». Поражение на тай-брейке третьего матча стала очень обидным. Казалось, мы близки к полуфиналу – но два мяча не забили, не подняли - и соперника уже не догнать. Для меня тем более обидно – «Динамо» часто становится на пути. В позапрошлом году с бело-голубыми играли в финале – и тоже проиграли на тай-брейке, теперь вот в четвертьфинале. Мы давно с Ярославом Подлесных знакомы, после третьего матча в шутку сказал ему: «Мог бы уже мне подарок делать – хоть раз проиграть» (Смеется).
Бузато постоянно менял игроков из-за проблем с составом
-Кстати, с Гребенниковым Вы раньше в «Зените» не пересекались. Чему научились у него? Он же воспитанник французской волейбольной школы.
-Я смотрю больше на то, как Женя настраивается, как ведет себя во время матчей. А учиться…Это бессмысленно, такому научиться нельзя. Женя Гребенников – уникальный игрок, если проводить аналогию с другим видом спорта, то его сравнить можно с Месси и Роналду. Чуйка, видение площадки…Хорошо, если у кого-то из российских либеро получится приблизиться к его уровню. Но научиться такому невозможно.
Кстати, на тренировках и в матчах - это два разных человека. На тренировках он свой уровень держит, но в игре - нечто другое! Бешеная концентрация, все видит. Эти способности – не вопрос национальных особенностей волейбольной школы, это уникальный дар. Или вот Илья Федоров из казанского «Зенита» - тоже очень талантливый либеро. Кто его так играть научил? Он раньше выступал в Высшей лиге А – потом сразу в «Зенит-Казань» перешел. Да, с Вербовым работает второй сезон – но за такой срок этому не научишь. В нашем амплуа очень важна психология. Есть способные либеро, но психологически не справляются, поэтому на таком же уровне играть не могут.
-Зимой – уже третий год подряд - в «Зените» поменялся главный тренер. Что изменил Серджио Бузато?
-В первую очередь поменялись тренировки. Они стали другими. Хотя к этому мы были готовы. Бузато же не из другого клуба пришел, он давно в «Зените». С теми, кто мало играл, Серджио после матчей работал. Поэтому знали, что ждать. Еще он постарался нас объединить. До этого были проблемы, да, наверное, и сейчас есть. Но в начале сезона они были заметнее.
-Вы сразу проблемы увидели после перехода в «Зенит»?
-Нет, кстати. Сначала даже не догадывался. Такое проявляется обычно, когда начинаются неудачи - во время серии поражений, причем не от команд, с которым поражения болельщики готовы понять. Тогда руководство может кого-то отругать – и дальше идет выплескивание на других. Но мы прошли тот период. К началу плей-офф подходили в гораздо лучшим психологическом состоянии, такой атмосферы и взаимоподдержки у нас по ходу сезона не было, какая появилась весной. Видели перед собой цель – и шли к ней.
-Со стороны кажется, что у Бузато очень своеобразная манера ведения игры - с частыми заменами.
-Я думаю, это не от хорошей жизни. Обстоятельства вынуждали часто использовать замены. У нас в этом сезоне вообще нет стабильного костяка. Из тех, кто сейчас на своей позиции играет постоянно - Влад Бабкевич, Женя Гребенников и Ваня Яковлев.
-Это плюс или минус?
-Я думаю, скорее минус. Потому что если посмотреть на составы команд, которые выигрывают титулы, там они стабильны. В той же Казани, в «Динамо», где меняется только доигровщик, можно вспомнить чемпионские составы «Локомотива» (в ковидный сезон) и «Кузбасса», там тоже играл один и тот же состав, с редкими заменами на одной –двух позициях.
Новосибирск и Кемерово – чемпионы по атмосфере на матчах
-Два сезона Вы отыграли за «Локомотив», где тоже всегда стоят медальные задачи. Где психологическое давление на команду больше – в Новосибирске или Петербурге?
-Я в «Локомотиве» давления не почувствовал. Оба сезона получились удачными – с медалями, в позапрошлом году вообще обыграли в полуфинале казанский «Зенит» на его площадке, когда он был главным фаворитом. Никаких проблем в отношениях с руководством не было. Единственный раз с нами поговорили, когда мы в полуфинале Кубка России проиграли «Факелу». Но там был просто разговор, ничего особенного.
-В чем отличие питерской атмосферы на матчах от новосибирской?
-В Новосибирске пока градус повыше. Болельщиков и спецэффектов во время матчей побольше. Даже те, кто приходит просто посмотреть волейбол, подключается к активной поддержке команды и не стесняется что-то покричать. У меня отец приезжал на последний матч регулярного чемпионата, матч уже большого турнирного значения не имел, с нижневартовским «Самотлором» - а трибуны полные! Атмосфера – космос! Думаю, в Новосибирске и Кемерово самые «болеющие» залы.
-Кто для «Локомотива» самый принципиальный соперник?
-«Кузбасс». Однозначно! И независимо от положения в таблице, какое бы место «Кузбасс» не занимал. Сибирское дерби. История этого дерби тянется еще с Кубка Сибири и Дальнего Востока.
-В чем заключается тренерское кредо Пламена Константинова?
-У любого тренера есть отличия, это и касается Пламена. И дело здесь не в национальных особенностях, а в его подходе. У него четкая система, которой надо строго придерживаться, выполнять установку. Если этого не делаешь – можешь получить.
-А если нарушение установки приводит к результативным действиям?
-Тогда ты - молодец, смог прочитать ситуацию. Но если ты бросил позицию или двинулся в другую сторону – а команда очко проиграла, тогда Константинов по головке не погладит. В «Локомотиве» за два сезона я научился четкой структуре, надежности. Кстати, этого нам в «Зените» пока не хватает. Потому проигрываем иногда легкие мячи, которые проигрывать не должны.
-Вы отметили, что в «Белогорье» все в порядке внутри команды. А часто бывает наоборот?
-Часто. Вот в «Локомотиве» сейчас как раз в порядке далеко не всё, есть проблемы. В «Динамо-ЛО» - тоже. Хоть у меня друзей в этой команде нет, я ни с кем из них не общаюсь, но даже по тому, как они на площадке в круг подходят и переговариваются, видно, что там атмосфера сложная. Это заметно каждому из волейбольного мира.
-Значит, и по «Зениту» в начале сезона видно было?
-Сто процентов. Это ж все отмечали.
Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если Вам интересно изучать дальше волейбол вместе с нами, но раньше не подписались, то сделали это сейчас!