Найти в Дзене

«Смерть ей к лицу». Рецензия на посмертный альбом Эми Уайнхаус «Lioness: Hidden Treasures».

«Ах, Эми, Эми… Что же ты наделала?», - таковы были первые вопросы британских фанатов, когда узнали о гибели певицы Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) в возрасте 27 лет. Она скончалась 23 июля 2011 года в своём доме в Лондонском боро Камден от сердечного приступа, вызванного алкогольной интоксикацией.

Мисс Уайнхаус была мега-успешной звездой британской музыкальной сцены поколения миллениалов и эпохи «эхо-бумеров». Её записи «взрывали» музыкальные чарты, скандалы сопровождали концертные шоу и выступления, посиделки в клубах охраняла полиция, а образ жизни приводил к печальным последствиям для окружения. Все обстоятельства сказались на самой певице.

Последние годы Эми Уайнхаус работала над записью третьего альбома, но сессии звукозаписей были урывочны. Четкого плана и концепции будущего релиза не было.

После кремации тела Эми, продюсерская команда лейбла «Island» и компании «Lioness Records», принимает решение объединить записи разных лет в последний альбом, который получил название «Lioness: Hidden Treasures».

Винил и CD.
Винил и CD.

Продюсером и основным компилятором записей для альбома Эми выступил американец Салам Реми (Salaam Remi Gibbs), который работал над первыми двумя альбомами певицы «Frank» (2003 год) и «Back to Black» (2006 год). Музыкальная линия на третьем альбоме продолжает идеи первых двух, но на передний план выходит жанровое разнообразие (от блюза до сальсы) и подход к записи песен (дополнительные наложения сделаны на записи после смерти певицы). Сама исполнительница эволюционировала, как музыкант. Это отражалось на музыке. Альбом содержит записи с 2002 по 2011 года. Композиции были записаны в различных локациях: от профессиональных студий «Creative Space» и «Instrument Zoo» в Майами, США, до домашних апартаментов в природе Лондона.

Да, альбом получился «разношерстным», но зато он охватывает весь жанровый диапазон исполнительницы. Это джаз, фьюжн, босанова, латиноамериканская байау, голубоглазый соул, ритм-энд-блюз и рок. Отличный повод для погружения в культуру и наследие певицы.

После выхода альбом возглавил UK Official Album Charts.

https://www.officialcharts.com/albums/amy-winehouse-lioness-hidden-treasures/

Трек – лист альбома «Lioness: Hidden Treasures»:

01. «Our Day Will Come» (Mort Garson - Bob Hilliard) - 2:49

02. «Between the Cheats» (Amy Winehouse - Salaam Remi) - 3:33

03. «Tears Dry» (original version) (Amy Winehouse - Nickolas Ashford - Valerie Simpson) - 4:08

04. «Will You Still Love Me Tomorrow?» (2011 Version) (Gerry Goffin - Carole King) - 4:23

05. «Like Smoke» (featuring Nas) (Salaam Remi - Amy Winehouse - Nasir Jones) - 4:38

06. «Valerie» ('68 version) (Sean Payne - Dave McCabe - Abi Harding - Boyan Chowdhury - Russell Pritchard) - 4:01

07. «The Girl from Ipanema» (Norman Gimbel - Antônio Carlos Jobim - Vinicius de Moraes) - 2:47

08. «Half Time» (Amy Winehouse - Fin Greenall) - 3:51

09. «Wake Up Alone» (original recording) (Amy Winehouse - Paul O'Duffy) - 4:24

10. «Best Friends, Right?» (Amy Winehouse) - 2:55

11. «Body and Soul» (duet with Tony Bennett) (Edward Heyman - Robert Sour - Frank Eyton - John Green) - 3:19

12. «A Song for You» (Leon Russell) - 4:29

Итак, слушаем.

Первая композиция «Our Day Will Come» авторства канадского композитора Морта Гарсона (Mort Garson) и американского поэта Боба Хиллиарда (Bob Hilliard), известных своими песнями для мюзиклов Бродвейского театра, органично вписывается в репертуар Эми. Оригинальное исполнение ритм-блюзового коллектива Ruby & the Romantics возглавляла «горячую» сотню хитов журнала Billboard в декабре 1962 года.

Песня записана во время ранних сессий мая 2002 года в Майами для дебютного альбома «Frank», но была отложена, так как не концептуально не вписывалась.

Песня была выпущена вторым синглом с «Lioness: Hidden Treasures».

По сути «Our Day Will Come» - это джазовый стандарт с прифанкованным битом. Песня исполнена в стиле солнечного ямайского рэгги. В ней красиво звучит клавишные с «парящим» эффектом сопровождения основной мелодии. Несмотря на именитого автора стихов, лирика примитивная. По сути рефрен одной фразы.

Песня «Between the Cheats» записана в мае 2008 года во время джем-сессии Эми и продюсера Салам Реми на студии EMI, Лондон. Она предназначалась для третьего по счёту альбома, следующим за бестселлером «Back to Black». Однако из-за алкогольной зависимости Эми сессии звукозаписи постоянно откладывались и переносились на неопределенный срок.

Композиция напоминает номер из репертуара британских исполнительниц 60-х годов Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield), Лулу (Lulu), Ширли Бэсси (Shirley Veronica Bassey). Успешная джазовая стилизация на популярную музыку середины прошлого века.

В завершении слушателя ждет красивое многоголосье. По всей видимости, это сделано умышленно, чтобы скрыть недостатки и незавершенность оригинальной записи.

Знаменитая «Tears Dry» на альбоме представлена в ранней («оригинальной») версии песни. Аранжировка заметно отличается от хита лета 2007 года, которая вышла как песня «Tears Dry on Their Own». Здесь же представлена медленная баллада, а не «подслащенный» вариант поп-песни.

Баллада подана в стилистике «Мотаун» («Motown sound»). Здесь присутствует оркестровые наложения с красивой фузз-примочки гитары и саундом живой игры ударных. Удивительно «спокойный» номер для «бурлящей» натуры Эми.

Данная версия песни больше подходит для вечеринок в «гламурном» лондонском пабе за пинтой пива, либо для романтических встреч влюбленных. Весьма изящно.

Авторский и семейный дуэт Джерри Гоффина (Gerry Goffin) и Кэрол Кинг (Carole King) подарил миру множество красивых и успешных песен. Одна из них это «Will You Still Love Me Tomorrow?» получила свое признание еще в 1960 году в исполнении американской девичьей группы The Shirelles. Песня вышла на стороне «Б» знаменитого сингла «Boys», в последствии получившего широкую известность благодаря кавер-версии трека группы The Beatles.

«Will You Still Love Me Tomorrow?» входит в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.

Впервые Эми записала песню в 2004 году под руководством британского продюсера Марка Ронсона (Mark Ronson) в качестве звуковой дорожки к художественному фильму «Бриджит Джонс: Грани разумного» («Bridget Jones: The Edge of Reason»). Песня также была излюбленным концертным номером Эми.

На версии 2011 года изменен вокал Эми и записаны дополнительные наложения оркестра. Композиция идеально подходила репертуару певицы. В последующем другие артисты копировали данную версию. Яркий пример Келли Кларксон (Kelly Clarkson).

«Like Smoke» исполнена дуэтом с американским репером Нас (Nasir Jones). Песня записана в 2008 году, но не была завершена и окончательно смонтирована. Композиция содержит нехарактерную для Эми манеру исполнения и голосовую подачу.

Наложенный речитатив репера Наса слега утомляет своим однообразием и отодвигает красивый голос певицы на второй план. Это «горько-сладкая» баллада на фоне бита ударных.

Песня «Valerie» взята из репертуара английского инди-рок ансамбля The Zutons. Она появилась на втором альбоме коллектива «Tired of Hanging Around». Композиция стала хитом лета 2006 года.

Год спустя английский музыкант и продюсер Марк Ронсон решил перезаписать песню в стиле 60-х годов для своего второго сольного альбома «Version», состоящего из кавер-версий песен современных рок групп.

Марк Ронсон был поклонником творчества Эми и предложил ей записать партию вокала. Музыкант особо не рассчитывая на согласие «Львицы». Песня вышла синглом 15 октября 2007 года и добралась до второй позиции национального британского чарта.

«Valerie» великолепный фьюжн номер с красивой партией клавишных и звонкой гитары на фоне бита ударных инструментов. Одна из лучших композиций альбома и записей Эми. Певица раскрывает весь свой творческий диапазон. Манера подачи четкая и яркая. Все слушается легко и непринуждённо. Гимн летнему солнцу.

Бразильская босанова «The Girl from Ipanema» родом из 1962 года. Наиболее популярная и коммерчески успешная версия песни на совместной «сорокопятке» американского саксофониста Стена Гетца и бразильского гитариста и певца Жуана Жилберта (Stan Getz and João Gilberto). Песню спела бразильская эстрадная певица Аструд Жилберту (Astrud Gilberto). В 1965 году запись выиграла статуэтку Грэмми в категории «лучшая запись года».

Композиция предназначалась для третьего альбома Эми. В её исполнении песня превратилась с «жгучий» номер с томным и раскатистым контральто на фоне красивой оркестровки. Данное исполнение нашло признание у поклонников музыки настолько, что композиция попала в постоянную ротацию радио с латиноамериканской музыкой.

«Half Time» написана Эми совместно с диск-жокеем и певцом Финком (Fink). Композиция также предполагалась для будущего полноформатного релиза. Полуакустический номер с испанской гитарой под фанковый бит – квинтэссенция творчества певицы. Композиция включает все её наработки с ранних альбомов: от красивых вокальных виньеток до ритмического рисунка. Спокойный номер вполне подходит для вечернего времяпрепровождения с бокалом вина под шелест иглы по виниловой пластике. Замечательно.

Оригинальная версия «Wake Up Alone» не была известна до выхода данного альбома, но среди меломанов композиция стала популярной сразу после выхода дисков «Back to Black» и «I Told You I Was Trouble: Live in London» (2007 год), которые включали доработанную студийно и концертную версии песни.

Песня написана Эми совместно с британским продюсером звукозаписи Полом Стейвли О'Даффи (Paul Staveley O'Duffy). Оригинальная запись с третьего альбома длиннее на сорок секунд, не содержит наложений дорожек с выделенной струнной секцией и остальным оркестром. Больше напоминает «Unplugged» исполнение с сопровождением гитары и ударных инструментов. На записи также отсутствует наложения дополнительного вокала. Просто голос Эми, гитара и барабаны. Песня завершается эхо реверберацией и затухает в отличии от мощного крещендо с альбома «Back to Black».

Слушателю кажется, что певица находить перед ним на сцене и непосредственно исполняет песню для него, создавая интимную атмосферу.

Единственная композиция с диска «Lioness» написанная Эми самостоятельно, без участия и привлечения соавторов - «Best Friends, Right?». Это ранняя композиция исполнялась певицей еще на концертах 2003 и 2004 годов (записи можно найти на «живых» бутлегах). Единственная студийная версия песни не попала на «прижизненные» релизы альбомов и синглов, зато заняла достойное место на этом диске.

Быстрый мелодичный номер с незамысловатой лирикой мог быть рождественским хитом. Певица рассуждает о своих отношениях на фоне интересной партии фортепиано. Чудесно!

Знаменитая композиция 30-х годов «Body and Soul» «дебютировала» на сольном альбоме Тони Беннета (Tony Bennett) «Duets II», который вышел в сентябре 2011 года уже после смерти «Львицы». Композиция записана на знаменитой студии Abbey Road за один день 23 марта 2011 года. Одна из последних записей певицы. Трек достиг 87 места в «горячей сотне» хитов журнала Billboard, тем самым подвел итог творческому наследию Эми и вернул Тони Беннета в хит-парады впервые за 45 лет. Песню спродюсировал знаменитый Фил Рамон (Phil Ramone).

«Body and Soul» джазовый стандарт с уклоном в популярную музыку. Дуэт Эми и Тони изящно исполняет свои партии на фоне симфонического оркестра. Песня пронизана тоской и грустью.

Альбом завершает композиция Леона Рассела (Leon Russell) «A Song for You», которая была опубликована на дебютном альбоме музыканта в 1970 году. Этот номер - типичный голубоглазый соул. Демонстрационную запись Эми сделала в своих домашних апартаментах. Даже здесь чувствуются сила её голоса в тембре контральто.

Композиция не предназначалась для публичного выпуска, но продюсер Салам Реми посчитал «A Song for You» удачным завершением альбома и поручил музыкантам подготовить наложения рожков, флейт, саксофона, кларнета и струнной секции.

Выбор продюсером песни «A Song for You» для завершения альбома не случаен. Композиция подводит итог всей деятельности певицы.

В итоге «Lioness: Hidden Treasures» Эми Уайнхаус получился целостной пластинкой. Какие-либо ощущения сборника – компиляции отсутствуют. Альбом еще раз продемонстрировал высокий музыкальный дар и творческий потенциал «Львицы», которая могла бы продолжить дарить музыку дальше, если бы не череда событий, приведший к её ранней гибели.

В какой бы период времени и где бы Эми не записывалась, её голос всегда звучал сильно, раскованно и с большим диапазоном, заставляя слушателя возвращаться к музыке, каждый раз находя и открывая для себя что-то новое.

Занавес и аплодисменты.

Теперь о вариантах изданий альбома «Lioness: Hidden Treasures» Эми Уайнхаус. Интернет ресурс www.discogs.com насчитывает 45 позиций. При подготовке рецензии автором использованы следующие варианты издания альбомов:

1. Amy Winehouse: «Lioness: Hidden Treasures» 2 x 12" 45 RPM 180 gr Black Vinyl Album. Island Records Group – 279 060 3, Lioness Records – 279 060 3.

https://www.discogs.com/ru/release/3262495-Amy-Winehouse-Lioness-Hidden-Treasures

2. Amy Winehouse: «Lioness: Hidden Treasures» EU CD Album.

Island Records Group – 6025 279 033 3 0, Lioness Records – 279 033 3.

https://www.discogs.com/ru/release/3254096-Amy-Winehouse-Lioness-Hidden-Treasures

3. Amy Winehouse: «Lioness: Hidden Treasures» 12 х 16-Bit/44.1 kHz Stereo FLAC (*.flac). Universal-Island Records Ltd.

https://www.qobuz.com/ie-en/album/lioness-hidden-treasures-amy-winehouse/0060252790333

Lioness: Hidden Treasures, Amy Winehouse - Qobuz
Легальный цифровой контент.
Легальный цифровой контент.

Издание на виниле обладает богатым, линейным звуком, большим диапазоном. Масса винила хорошая, тяжелая (180 грамм), но при проигрывании слышно много щелчков и треск. Изучая отзывы других изданий альбома «Lioness: Hidden Treasures» на виниле выяснилось, что указанный дефект характерен для всех прессов из разных стран. По всей видимости изготовление виниловой массы шло при нарушении технологий производства. Несмотря на яркую обложку (фотография альбома была сделана канадским певцом Брайаном Адамсом в 2007 году), виниловые пластинки вложены в траурные конверты черного цвета.

Версия альбома на компакт-диске имеет хороший без дефектов проигрывания звук, но не хватает динамики и глубины. Вокал распределен в каналах по центру. Вместе с тем, отсутствует панорамирование инструментов, которые звучат слишком близко друг к другу. Жаль, потому что песенная подборка весьма хороша, но из-за искаженного звуковоспроизведения магия восприятия исчезает. Виниловая версия альбома такого ощущения не оставляет.

Цифровая версия с ресурса музыкального контента «Qobuz» в высоком разрешении исправляет панораму, представленную на компакт-дисковом издании, при этом цифровая компрессия звука также заметна.

В итоге виниловое издание, несмотря на дефекты производства, оставляет за собой право лидера.

Общий итог на 73 балла из 100 возможных.