Найти в Дзене

Маркировка антисептиков в 2024 году

Оглавление

Эксперимент по маркировке антисептиков начался в 2021 году. По данным платформы «Честный ЗНАК», в пилотном проекте приняло участие около девяти тысяч предпринимателей: производителей, продавцов и импортёров дезинфицирующих средств. В 2024 году маркировка антисептиков стала обязательной. Все участники рынка должны предоставлять информацию об операциях с товарами в базу «Честного ЗНАКа». Рассмотрим правила маркировки антисептиков более подробно.

Сроки обязательной маркировки антисептиков и дезинфицирующих средств

Правила маркировки антисептиков изложены в постановлении Правительства РФ № 870 от 30 мая 2023 года. В документе указаны следующие даты:

  • к 1 сентября 2023 года все производители, импортёры и продавцы антисептиков должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК»;
  • с 1 октября 2023 года производители и импортёры дезинфицирующих средств должны проставлять коды маркировки на свои товары и вносить информацию о вводе продукции в оборот в систему «Честный ЗНАК»;
  • с 1 марта 2024 года все предприниматели обязаны предоставлять в «Честный ЗНАК» сведения о поэкземплярной продаже антисептиков на кассе;
  • с 1 мая 2024 года все участники рынка должны с помощью оператора ЭДО передавать в систему «Честный ЗНАК» все данные о движении товаров, включая информацию о перепродаже антисептиков и выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с розничной реализацией. При этом можно использовать объёмно-сортовой учёт;
  • с 1 сентября 2025 года все участники рынка антисептиков должны сообщать «Честному ЗНАКу» о движении каждого экземпляра маркированной продукции: о вводе в оборот, перепродаже и конечной реализации каждой упаковки дезинфицирующего средства. Для передачи данных необходимо использовать систему электронного документооборота.

До 1 октября 2024 года необходимо промаркировать остатки товара (антисептики, введённые в оборот до 30 сентября 2023 года). Продавать остатки антисептиков без маркировки можно только до 30 сентября 2024 года.

Какие антисептики нужно промаркировать

В постановлении № 870 указано, что программа обязательной маркировки антисептиков затронет две группы товаров:

-2

Как маркировать антисептики и дезинфицирующие средства

Участвовать в процессе маркировки антисептиков необходимо всем бизнесменам, которые работают с данной продукцией: от местных производителей и импортёров до оптовых и розничных продавцов.

Каждому участнику товарооборота требуется пройти регистрацию на платформе «Честный ЗНАК». Для входа в Личный кабинет на платформе необходимо приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). УКЭП нужно выпустить на имя индивидуального предпринимателя или действующего руководителя юрлица. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре налоговой службы или у доверенных лиц УЦ ФНС.

Если предприниматель регистрировался на «Честном ЗНАКе» для участия в эксперименте по маркировке антисептиков, проходить регистрацию повторно не нужно.

Производителям и импортёрам необходимо создать карточки своих товаров в «Национальном каталоге» на сайте системы маркировки. Чтобы описать продукцию в «Национальном каталоге», потребуется отправить заявку на вступление в ассоциацию ГС1 РУС из Личного кабинета «Честного ЗНАКа». Если всё сделано корректно, участник получит возможность заказать для антисептиков коды маркировки.

Антисептические средства и дезинфицирующие растворы маркируются с помощью двумерных кодов DataMatrix. Производители и импортёры товара заказывают эти коды на сайте «Честного ЗНАКа» в разделе «Станция управления заказами». Стоимость одного кода составляет 50 копеек без НДС.

DataMatrix нужно нанести на каждую упаковку антисептика. Затем пользователь должен сообщить «Честному ЗНАКу», что товар введён в оборот. Если раствор был произведён за границей, промаркировать его и ввести в оборот нужно до прохождения российской таможни.

Когда производитель передаёт антисептики оптовому продавцу или розничной сети, он отправляет покупателю универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки. Оптовик или розница сравнивают DataMatrix в УПД и на упаковках товара и подписывают документ. Обмен информацией происходит в системе электронного документооборота (ЭДО).

При продаже антисептиков конечному потребителю код DataMatrix сканируют с помощью специального 2D-сканера. Затем продавец пробивает товар на онлайн-кассе. Касса передаёт информацию о продаже маркированного антисептика оператору фискальных данных (ОФД), который отправляет эти данные в систему маркировки «Честный ЗНАК» и налоговую службу.

Что потребуется для маркировки антисептиков

Итак, для маркировки антисептиков необходимы следующие инструменты:

  1. Усиленная квалифицированная электронная подпись и специальное программное обеспечение для её использования на вашем ПК.
  2. Договор с оператором электронного документооборота.
  3. Принтер для печати кодов DataMatrix или модуль для прямого нанесения маркировки на заводской линии.
  4. 2D-сканер или терминал сбора данных с функцией сканера.
  5. Договор с оператором фискальных данных.
  6. Онлайн-касса с поддержкой формата фискальных документов 1.2. Обратите внимание на то, что кассовое и товароучётное ПО должно уметь работать с маркированной продукцией.

Передача документов через сервис ЭДО: новый этап маркировки антисептиков в 2024 году

С 1 мая 2024 года все участники рынка антисептиков обязаны передавать информацию о движении товаров в «Честный ЗНАК» через оператора ЭДО. Производители, импортёры и продавцы антисептиков и дезинфицирующих средств должны:

  1. Заключить договор с оператором ЭДО.
  2. Установить специальное программное обеспечение для обмена электронными документами.

Все универсальные передаточные документы, связанные с приёмкой и отгрузкой маркированных товаров, формируются в сервисе ЭДО. Как только участники подписывают УПД, оператор ЭДО пересылает документы в «Честный ЗНАК». Так система маркировки получает информацию о движении маркированных товаров.

Пока что передавать данные о продукции можно в объёмно-сортовом, а не поэкземплярном формате. При объёмно-сортовом учёте в универсальных передаточных документах достаточно указать код товара (GTIN) и количество товаров этого вида в партии. При поэкземплярном учёте в УПД нужно добавить код маркировки каждого конкретного изделия. Использовать поэкземплярный учёт при обороте антисептиков необходимо с 1 сентября 2025 года.

Рекомендуем заранее настроить сервис ЭДО и протестировать его работу. Легко заполнить УПД и быстро передать данные в «Честный ЗНАК» поможет сервис Доки. Работать с Доки можно двумя способами:

  • в «1С». Пользователь «1С» сможет подписать документ в привычной программе и сразу отправить его контрагенту;
  • в веб-версии. Веб-версия Доки доступна на любом устройстве. Работать с документами можно, не заходя в «1С». Все данные хранятся в надёжно защищённом облаке.

Доки позволяет контрагентам обмениваться всеми типами электронных документов, необходимых для бизнеса. Пользователи сервиса принимают входящие файлы бесплатно. Стоимость исходящих документов зависит от выбранного тарифа. При выборе минимального тарифа пользователь заплатит 1 500 рублей за пакет из 200 документов на 1 год. Новые клиенты, которые ранее не подключали сервисы ЭДО от «Астрал», могут выбрать бесплатный промотариф и безлимитно отправлять документы в течение трёх месяцев.

Для получения дополнительной информации о возможностях Доки оставьте заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все вопросы.

Разрешительный режим продажи товаров

С 2024 года при продаже маркированных товаров коды маркировки будут проверяться на кассе. После сканирования кода DataMatrix онлайн-касса отправит запрос в систему «Честный ЗНАК». «Честный ЗНАК» должен подтвердить то, что товар можно продавать.

Если в базе «Честного ЗНАКа» нет отсканированного кода или информации о том, что товар с таким кодом введён в оборот, продажа товара будет отклонена. Продажа товара также будет запрещена, если по данным «Честного ЗНАКа» срок годности товара истёк или товар с данным кодом маркировки был продан ранее.

Разрешительный режим при продаже антисептиков начнёт действовать с 1 ноября 2024 года. А с 1 марта 2025 года кассиры будут обязаны проверять коды, даже если у магазина нет доступа к интернету. В этом случае принять решение о продаже нужно на основе информации из локальной базы данных продавца.

Штрафы за нарушение правил маркировки

Нарушение требований маркировки антисептиков может привести к штрафу, конфискации товара и тюремному заключению.

-3
Комплексное решение Астрал.Маркировка поможет быстро изменить бизнес-процессы, чтобы соблюсти закон о маркировке продукции. Наши специалисты объяснят, как получить коды маркировки для антисептиков на «Честном ЗНАКе», и полностью подготовят вашу компанию к работе по новым правилам.