Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о сольнике примарха, который наверняка дался его автору большой кровью. А может, и нет. Грэм Макнилл явно любит Магнуса Красного и в душе, похоже, оправдывает любые его поступки… но прописывать существо, ушедшее так далеко по пути в трансцедентное, — непростая задача.
«Магнус Красный, Повелитель Просперо» начинается с того, что Магнус обретается на Планете Колдунов. Именно туда им пришлось релоцироваться после атаки Шестого на Просперо. Казалось бы, самое время взять тайм-аут и попробовать обдумать: верны ли были решения до сих пор. И что делать теперь? Под сабатон Магнусу попадается страница, вырванная из книги, — очередная страница Шекспира…
Магнус верит, что может все исправить.
Но, конечно, это только зачин. Большинство сольников примархов, за исключением «Керза», повествуют о знаковых битвах и становлении примархов до Ереси. Макнилл пошел тем же путем. Только воспоминания Магнуса и его сыновей — с очень большой горчинкой, так как в них таится осознание: именно их ранние поступки предопределили поражение и изгнание на Планету Колдунов, и в случае 15-го легиона это далеко не худшее, что с ними случилось. А ведь когда-то они упивались своим варп-могуществом. И своей мудростью, вернее, тем, что считали мудростью. Итак, нам покажут Тысячу Сынов на планете Моргенштерн. Известного рэппера вряд ли стоит вспоминать; но все-таки Макнилл выбрал «говорящее» название. Моргенштерн — это разновидность рыцарского оружия. Также это название переводится как «Утренняя звезда». Денница.
Люцифер.
Вообще весь образ Магнуса — это отсылка к Прометею и к Люциферу одновременно. Магнус, подобно Прометею, пытался принести людям огонь познания о варпе. Магнус, подобно Люциферу, в самоуверенности своей не подумал, что несет людям только зло — он был опьянен собственным могуществом. Планета Моргенштерн — это как раз то, что искал Магнус. На ней сохранились остатки поселений, построенных еще до Долгой Ночи. Но она вовсе не рай. На ней крайне сложные природные условия с жуткими бурями. И внезапно население приходится эвакуировать в укрытия.
Например, в крепость Железных Воинов, прибывших на планету за месяц до Тысячи Сынов.
По поводу этой крепости и Пертурабо происходит забавный диалог. Воин Тысячников спрашивает: «Он построил это все за один день?», а Магнус горделиво отвечает: «А мы бы построили такое за пару минут». Так будет до самого конца: Пертурабо уповает на строгий расчет и трудолюбие легионеров, а Магнус — на варп-таланты.
Меж тем до Ереси еще далеко, и никто — разве что Керз, но его и в лучшие времена все считали неврастеником, — не может ее предвидеть. Лицо Пертурабо кажется окружающим открытым и приятным. Они с Магнусом общаются сердечно, как любящие братья. Империум, который мы потеряли… И еще один краткий диалог показывает разницу в подходах:
«Олимпиец показал на стаи воздушных судов:
— Сюда мы пришли не затем, чтобы спасать знания. Мы здесь, чтобы спасать жизни.
— И то, и другое необходимо для будущего, — возразил его брат.
— Да, тут ты прав, — согласился Пертурабо. — Но мне интересно, что для тебя дороже».
Моргенштерн оказывается охвачен геологической катастрофой, которая совпала с прибытием имперских сил, и вместо завоевания Тысячники и Железные Воины занимаются эвакуацией.
Макнилл уделяет внимание раскрытию не только Магнуса, но и второстепенных персонажей, они получаются не статистами, а вполне живыми людьми. Например, Форрикс — вот этот черствый вояка, да? — внезапно разражается поэтической речью о родной Олимпии, хотя это не мешает ему злиться на слабых смертных беженцев. И он же подмечает в Тысячниках их чрезмерную самоуверенность, граничащую с высокомерием.
Также Макнилл не забывает интересные, хотя и не самые значимые, подробности. Например, он указывает, что у астартес были особые пайки, которыми нельзя делиться с людьми — для неулучшенного человека космодесантная еда ядовита.
Однако основной конфликт в книге — это противоречия между Пертурабо и Магнусом, и очень неожиданно Пертурабо выступает в роли спасителя. Не спасателя из треугольника Карпмана, в который Перт загонит себя позднее, пойдя за Хорусом, а вполне приземленного, прагматичного и разумного спасителя гражданских, организатора их эвакуации с гибнущей планеты. Что же до Магнуса, то он… он как Магнус. Сначала рискует собственной головой, пытаясь спасти «знания» — библиотеку Моргенштерна, а затем выясняется, что именно этим заняты его легионеры, в то время как Железные Воины, при всей их черствости и беспощадности, стараются эвакуировать уцелевших людей. Кто из них прав? Человеческая жизнь — как метеор, мелькнула и погасла, а научная истина будет жить вечно, если ее не опровергнут дальнейшие исследования. Но сияние истины складывается из этих короткоживущих «метеоров» — человеческих судеб…
Пертурабо же считает, что некоторые знания попросту вредны. И своей рукой уничтожает прибор, который мог бы совершить некую революцию в науке, — к ужасу брата.
«Магнус Красный, Повелитель Просперо» — одна из немногих книг, где морально-этический конфликт довлеет над основной фабулой. Так-то по жанру это фантастический роман-катастрофа, но проблематика оказывается более видимой, чем цепь событий. Отдельного упоминания заслуживают многочисленные отсылки и пасхалки к классической и античной литературе, вплетенные в текст. По литературно-художественным достоинствам эта повесть, пожалуй, выше среднего, и с этой точки зрения я могу посоветовать ее просто как хорошую книгу. Но годится ли она как сольник Магнуса?
А знаете, скорее нет, чем да. Пертурабо — то ли волею писателя, то ли так вышло случайно — буквально «задавил» Магнуса, он оттягивает все внимание читателя на себя. Возможно, потому что его этические воззрения тогда более соответствовали общечеловеческим, возможно, просто он получился выразительнее. Поэтому я думаю, что повесть понравится в первую очередь поклонникам Пертурабо и Железных Воинов.
Как обычно, с хаосита подписка, с лоялиста лайк (или наоборот), а также подписываемся на мой канал в ТГ: https://t.me/sadlittlebatwh40
Бонус: