Сегодня мы смогли создать мир, в котором смертельные опасности не угрожают нам ежедневно:
- С тиграми мы встречаемся разве что в зоопарке.
- А соседи по дому обычно не бьют нас дубинкой по голове, чтобы отобрать еду, которую мы добыли в супермаркете.
Основными источниками отрицательных эмоций в мире тотального комфорта и возможности нон-стоп погружаться в эндорфиново-дофаминовый коктейль доступных суперстимулов являются вещи, необходимые нам для достижения наших долгосрочных целей:
- Работа.
- Спорт.
- Контроль за питанием.
- Изучение какой-то новой области или иностранного языка.
Все это требует от нас длительного методичного труда, не давая при этом моментальной отдачи в виде приятных ощущений. Наоборот эти занятия отрывают нас от чего-то приятного — просмотра соцсетей, сериала или даже просто лежания на диване.
И лимбическая система закономерно сопротивляется такому «явному вредительству». С ее точки зрения собираясь сесть за сложный или скучный проект по работе или за заучивание неправильных глаголов мы лишаем нас положительных ощущений (то есть чего-то важного и полезного), взамен добровольно нагружая неприятными ощущениями (то есть чем-то вредным).
Тот факт, что в долгосрочной перспективе выполнение проекта или освоение нового языка принесут нам массу пользы, лимбическую систему не волнует. Потому что она не умеет мыслить в долгосрочной перспективе. Когда лимбическая система появилась, никакого долгосрочного планирования не было и в помине. Живые существа просто не жили настолько долго, чтобы планировать что-то на несколько лет вперед.
Кто принимает большую часть решений
Планирование, стратегии, предсказания — это все придумки префронтальной коры, которые мало трогают лимбическую систему. А именно лимбическая система по-прежнему глобально отвечает за наши решения.
Префронтальная кора лишь надстройка над инженерным базисом принятия решений, который формировался миллионы лет и который нельзя просто так отменить. Кроме того префронтальная кора просто не умеет работать в том режиме, который необходим для принятия решений. Она медленная и физически не может производить импульсы достаточной силы, чтобы выдергивать весь организм из одного состояния в другое.
Что же делать
Окружающий мир такой, какой он есть. Из-за того что наша лимбическая система раз за разом ошибается, спотыкаясь о суперстимулы, промышленность, бизнесы и корпорации не откажутся производить их.
Как же нам быть в мире полном суперстимулов и ложных сигналов, которые обманывают нашу лимбическую систему, заставляя ее снова и снова требовать доступных удовольствий и отказываться делать то, что прямо сейчас не приносит положительного отклика, выраженного в приятных ощущениях.
Здесь важно напомнить тот принцип, о котором я писала в первой статье этого цикла — несвобода лучше свободы. Предоставленная сама себе лимбическая система в современном мире будет снова и снова менять ваше состояние и через дофамин заставлять хотеть быстрых и доступных удовольствий прямо сейчас.
Друзья, в следующей статье мы на понятных примерах разберем, как свобода мешает достигать поставленных целей, а позже обсудим, что с этим делать. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!