Найти в Дзене
Жизнь и наука

Как «ложные» стимулы заставляют наш мозг вредить нам

Эмоциональная система реагирования и принятия решений простая и надежная: Видишь полезное — испытываешь позитивные эмоции и прилив мотивации добиваться этого. Видишь вредное — ощущаешь негативные эмоции и желание немедленно от этого вредного отстраниться. Эта схема отлично работала до тех пор, пока не появилась префронтальная кора (мышление). С ее помощью мы создали окружающий нас мир, производящий массу так называемых «ложных» стимулов. Такие стимулы заставляют нашу лимбическую систему реагировать нам во вред: Еда — самый распространенный ложный стимул На всем протяжении эволюционной истории живых существ еда была дефицитом, и встреча с ней всегда обязательно вызывала прилив положительных эмоций и дофамина. Потому что с точки зрения мозга, еда была абсолютным благом. И чем более сладкой и жирной была еда, тем больший восторг она вызывала у мозга. И тем больший прилив дофамина накрывал нас, когда представлялась возможность такую еду заполучить. Сегодня еда не является дефицитом на б
Оглавление

Эмоциональная система реагирования и принятия решений простая и надежная:

Видишь полезное — испытываешь позитивные эмоции и прилив мотивации добиваться этого.

Видишь вредное — ощущаешь негативные эмоции и желание немедленно от этого вредного отстраниться.

Эта схема отлично работала до тех пор, пока не появилась префронтальная кора (мышление). С ее помощью мы создали окружающий нас мир, производящий массу так называемых «ложных» стимулов.

Такие стимулы заставляют нашу лимбическую систему реагировать нам во вред:

  • Вредные стимулы притворяются полезными и вызывают прилив положительных эмоций.
  • А полезные кажутся вредными и вызывают отрицательные эмоции.

Еда — самый распространенный ложный стимул

На всем протяжении эволюционной истории живых существ еда была дефицитом, и встреча с ней всегда обязательно вызывала прилив положительных эмоций и дофамина. Потому что с точки зрения мозга, еда была абсолютным благом. И чем более сладкой и жирной была еда, тем больший восторг она вызывала у мозга. И тем больший прилив дофамина накрывал нас, когда представлялась возможность такую еду заполучить.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня еда не является дефицитом на большей части планеты. Мы даже научились делать еду, которая намного более привлекательна для мозга чем та еда, которую мы можем добыть в дикой природе.

Под «привлекательный» я не подразумеваю здоровую еду. Речь идет именно о привлекательности с точки зрения лимбической системы. А для нее главный критерий — количество доступных калорий.

Сегодня магазины забиты едой с колоссальной калорийностью на единицу массы.

-2

Ни в одном фрукте нет такого количества сахара, как в любой самой дешевой конфете. И когда мозг пробует конфету, она вызывает в нем несравнимо больший прилив эндорфинов — нейромедиаторов, дающих нам положительные ощущение, чем какое-нибудь кислое яблоко или недозрелый банан, который наши предки могли добыть до появления сельского хозяйства и промышленности.

Так выглядит дикий неокультуренный банан. Вряд ли он очень сладкий и содержит много калорий. Фото из открытых источников.
Так выглядит дикий неокультуренный банан. Вряд ли он очень сладкий и содержит много калорий. Фото из открытых источников.

После такого «эндорфинового наводнения» при следующей встрече с конфетой мозг будет выделять огромное количество дофамина. «Это же не просто благо, это суперблаго! И надо заставить этого неразумного обладателя мозга немедленно вновь добыть его» — то есть лимбическая система честно пытается сделать как лучше.

Но сигнал потерял свое исходное значение — еда больше не дефицит. Сегодня люди бьются за то, чтобы есть меньше, а не больше. Из-за этого действия лимбической системы вредят. Причем вредят по-крупному. Как минимум с 2011 года на планете официально людей с ожирением больше, чем недоедают. И это без учета тех, у кого есть лишний вес, но его пока не хватает для диагноза ожирения.

Суперстимулы

Такие стимулы, которые вызывают намного более сильную реакцию нашего мозга, чем естественные стимулы называют суперстимулами. Благодаря префронтальной коре мы насоздавали огромное количество суперстимулов, которые возбуждают и привлекают нашу лимбическую систему гораздо сильнее, чем все то, что мы можем встретить в дикой природе.

Точно так же как современная еда дает нам непредставимую для наших предков концентрацию калорий, сериалы и кино дают нам непредставимую раньше концентрацию и силу эмоций.

Мало у кого из нас жизнь по насыщенности эмоционально богатыми событиями может хотя бы отдаленно сравниться с жизнью персонажей блокбастеров. А эмоции — это по умолчанию то, что важно для нашего мозга. Ощутив эмоции, он немедленно направляет в сторону их источника энергию и внимание. Потому что эмоции — это сигнал чего-то важного для выживания.

Соцсети и игры, алкоголь и наркотики — все это не просто суперстимулы, но доступные суперстимулы. Они позволяют ощутить эмоции, не прикладывая никаких усилий.

Друзья, в следующей статье обсудим «отрицательные» стимулы — спорт, работу, учебу.. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!