Найти тему
Библия и Жизнь

Заветные отношения Бога и человека в библейской книге Бытие

Оглавление

Тема заветных отношений человека с Богом проходит через всю Библию. Господь сотворил человека, чтобы мы являли через Него Свою славу.

Щедровицкий отмечает: «Совершенство творения, его гармония наступили только с появлением человека – он несет с собой эту гармонию. Без человека, без его участия мир не совершенен».

Однако первые люди отвернулись от Господа, в результате чего все последующие поколения стали ощущать на себе последствия грехопадения. Для восстановления утраченных отношений с Богом человечеству пришлось пройти долгий путь. Господь заключал завет с Ноем и его семьей, с Авраамом, с Моисеем и народом Израильским. Кульминацией темы заветных отношений стал новый завет, заключенный на основании Крови Иисуса Христа.

В рамках данной работы мы не будем рассматривать все когда-либо заключенные заветы, поскольку нас интересует тема заветных отношений Бога и человека исключительно в контексте книги Бытие. Потому мы рассмотрим завет Господа с Адамом, Ноем и Авраамом.

Взаимоотношения Бога с Моисеем и народом Израиля, а также завет, заключенный на горе Синай, тоже имеет огромное значение. Однако эти события описаны в других книгах Библии. Потому этот завет не является предметом нашего исследования.

Что касается завета, заключенного через жертву Христа, мы не можем обойти вниманием эту тему, поскольку она крайне важна. К тому же Божий план искупления человечества впервые описан еще в Быт. 3:15, хотя это описание и носит символичный характер. Но эта тема будет нами упоминаться вскользь, поскольку в данный момент нас интересуют другие аспекты.

В этой статье мы рассмотрим заветные отношения Бога и человека в книге Бытие, а также их богословское значение.

Определение завета и заветных отношений

Прежде чем говорить о заветных отношениях Бога и человека, необходимо дать определение понятию завет. С одной стороны, этот термин имеет схожее значение с союзом или соглашением, с другой – имеет несколько иное значение.

Обычным соглашением является договор. Он предполагает равенство между обеими сторонами, которые участвуют в сделке и могут отказаться от нее в одностороннем порядке. Когда мы говорим о завете, то здесь дело обстоит иначе.

Спрол пишет: «Завет также является своеобразным соглашением. Однако заключение библейских заветов обычно происходит между сторонами, находящимися в неравных позициях».

Это отражает наше положение перед Богом. Господь намного выше человека, потому завет, заключенный с Господом, уже по определению не может восприниматься как обычный договор. Бог – наш Творец, Он Владыка, который определяет «правила игры». Только Он знает, что для нас лучше. Потому справедливо, что Бог, превосходящий нас в характеристиках и свойствах, выступает в роли инициатора завета.

В чем смысл фразы заветные отношения? Она отражает суть завета как такового. Бог хочет обитать с нами. Господь желает, чтобы мы любили Его, отражали Его образ, являли Его славу. В книге Бытие сказано, что Бог заключил завет с Ноем (Быт. 9 гл) и Авраамом (Быт. 15:18).

Относительно завета с Адамом могут быть разные точки зрения. Спрол определяет его как завет труда. Суть этого завета заключалась в том, что Бог требовал полного соблюдения установленных им правил. В качестве награды за послушание Бог обещал жизнь вечную, а наказанием за непослушание была смерть.

Ириней утверждал, что необходимость в завете возникла после грехопадения. Этот известный средневековый богослов считал, что первым заветом был закон, записанный Богом в сердце человека. Именно его соблюдали патриархи.

На мой взгляд, концепции Спрола и Иринея являются довольно спорными. Формулировка «завет труда» выглядит не самой удачной. Безусловно, Господь заповедал Адаму трудиться и слушаться Его (см. Быт. 2:15-17). Но главным моментом здесь был фактор взаимоотношений, а не фактор деятельности. Трактовка завета как закона, написанного в сердце – это смешение двух понятий. Можно согласиться с тем, что закон был записан в сердце патриархов. Но завет – это нечто иное. Конечно, обе эти категории важны, но смешивать их нет необходимости.

Завет Бога и человека в Бытие

Заветные отношения человека с Богом начались в первых главах книги Бытие. Там мы видим, как Бог приходил к Адаму в прохладе дня (Быт. 3:18). Он заповедал первым людям плодиться и размножаться, а также владычествовать над землею (Быт. 1:28). Адам должен был обрабатывать и хранить сад (Быт. 2:15). Первый человек мог пользоваться всеми благами рая. Единственным ограничением Адама был запрет вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17).

К сожалению, наши предки поддались искушению и были изгнаны из Эдема (Быт. 3 гл). Справедливо, что Бог наказал их за непослушание, поскольку вина за содеянное лежала на Адаме, а не на дьяволе.

Мэтью Генри справедливо заметил: «Сатана может искушать, но не может заставить». Так что в грехе первых людей виноваты они сами.

Какой урок мы можем извлечь для себя? Первый завет в книге Бытие символизирует наши взаимоотношения с Господом. Мы, как и Адам, сталкиваемся с необходимостью выбора – слушаться Бога или нет. Жизнь со Христом приносит нам спасение. Бог дает нам жизнь вечную (Ин. 3:16). Каждый из нас сам выбирает путь – принять Христа или отвергнуть. Мы можем питаться от «дерева жизни» или от «дерева познания добра и зла». Важно понимать, что добро без Бога не спасает. Гуманистические идеи имеют определенную схожесть с христианством, но основание здесь другое. Бог хочет, чтобы мы не просто творили добро, а имели взаимоотношения с Ним. Эти отношения строятся через веру во Христа.

После грехопадения первых людей Бог сразу же задействовал Свой план искупления. Первое упоминание об этом мы читаем в Быт. 3:15. Комментируя Быт. 3:14-15, Генри пишет: «В этих стихах приводится милостивое обетование о Христе как об освободителе падшего человека от власти сатаны».

Это первое упоминание о новом завете, который будет заключен через несколько тысячелетий после описываемых в той главе событий.

Грехопадение Адама стало причиной того, что последующие поколения все больше и больше удалялись от Бога и Его ценностей, из-за чего беззаконие на земле весьма усилилось. Состояние человечества и реакция Господа на это описаны в Быт. 6гл. Люди настолько развратились, что Бог решил уничтожить землю потопом.

Однако был человек, который нашел благоволение в глазах Творца. Этим человеком оказался Ной. Он был праведным, непорочным и ходил пред Богом (Быт. 6:9). Господь заключил с Ноем завет, пообещав спасти этого человека вместе с его семьей. Бог повелел Ною построить ковчег, и патриарх послушался своего Господа, сделав все, что Он сказал (Быт. 6:13-22).

В Быт. 7-8 гл описывается история потопа. В Быт. 9:1-17 Бог детально объясняет суть завета с Ноем и его семьей. Господь призывает людей плодиться и размножаться, а также наполнять землю.

В отличие от завета с Адамом здесь отсутствует призыв владычествовать. Это связано с тем, что после грехопадения люди утратили ту способность, которая раньше была у Адама и Евы. Далее Господь запрещает есть с кровью, а также убивать других людей. Это обусловлено тем, что в крови находится душа. Запрет отнимать жизнь другого человека связан с тем, что только Бог имеет власть в этом вопросе.

Важным моментом является также тот факт, что Господь пообещал не уничтожать больше землю с помощью потопа. В качестве знамения завета Бог утвердил радугу.

Некоторые исследователи считают: «Утверждение радуги в качестве знамения завета не означает, что это была первая радуга, увиденная человеком. Функция знамения связана с закрепленным за ним значением».

Однако, независимо от того, была это первая радуга или нет, главным здесь является Божье обещание не наводить еще один потоп.

Помимо завета с Ноем в книги Бытие мы видим завет, заключенный с Авраамом. В Быт. 15:18-21 написано, что Бог обещает Аврааму ханаанскую землю для его потомков. Стоит отметить, что в 17-й главе книги Бытие Господь снова общается с Авраамом о завете. Бог подтверждает, что Авраам станет отцом множества народов, а также утверждает обрезание в качестве знака этого завета. Господь сообщает, что у Авраама родится сын Исаак, который будет сыном обетования. В итоге Авраам, его сын Измаил, а также весь мужской пол, находящийся в доме патриарха был обрезан, как повелел Господь.

Бог все же исполнил Свое обещание: у Авраама и Сарры родился сын Исаак (Быт. 21). К тому времени Авраам с женой достигли преклонного возраста, и появление сына было сверхъестественным событием. Бог доказал, что верен Своему слову.

Применительно к завету Бога с Авраамом нужно упомянуть Быт. 22:18, где сказано, что в семени Авраама благословятся все народы. В Новом Завете в Гал. 3:16 апостол Павел трактует этот отрывок из книги Бытие, сообщая, что речь идет о Христе. Поскольку через жертву на Голгофе к Господу смогли приобщиться не только евреи, но и язычники, мы видим, как завет Бога с Авраамом продолжает работать.

Говоря об обрезании, некоторые исследователи отмечают: «Обрезание широко практиковалось на древнем Ближнем Востоке как ритуал, символизировавший плодородие и совершавшийся при наступлении половой зрелости или перед вступлением в брак. Хотя израильтяне были не единственным народом, обрезавшим своих сыновей, только у них этот обряд стал знамением завета с Богом».

Для нас – христиан-неевреев – имеет значение не внешнее обрезание плоти, а внутреннее обрезание сердца. Нам нужно поступать по духу и не жить по плоти.

Наблюдая за жизнью Авраама, можно увидеть, что этот человек шел до конца и был верен Божьим обетованиям. В нашей жизни мы тоже сталкиваемся со сложными ситуациями. Это может быть серьезная болезнь, проблемы в семье, отсутствие денег и многое другое. Но самое главное – это не то, что мы видим вокруг. Главное – что Бог сказал тебе в этой ситуации.

Никто из нас не является роботом, для которого уверенность в исполнении Божьих обетованиям – это запрограммированная установка. Бог сотворил не роботов, а живых людей. Потому нам могут быть присущи колебания и сомнения. Читая Библию, мы видим, что Авраам тоже переживал различные взлеты и падения. С одной стороны, это был герой веры, с другой – человек из плоти и крови.

Мы можем многому научиться у Авраама. Он показал, как сохранять верность до конца, как ставить Бога на первое место (см. Быт. 22), как продолжать верить в Божьи обещания.

Завет, заключенный с Авраамом имеет и важный исторический контекст.

Брюггеман пишет: «Для христианства обетования Аврааму указывают на открытость к язычникам, а для иудаизма — на территориальные права еврейского народа. Мы видим, сколь богата эта традиция и сколь по-разному она может быть осмыслена».

Заветные отношения Бога с Авраамом продолжились через Исаака и Иакова – сонаследников обетования. Сегодня этот завет продолжает действовать в лице этнических потомков Авраама и духовных потомков (верующих в Иисуса Христа).

Заключение

Мы рассмотрели тему заветных отношений Бога и человека в книге Бытие. С одной стороны, подобный контекст несколько ограничил возможность освещения данной тематики. С другой – заветы, описанные в Бытие, дают нам достаточно информации для понимания темы заветных отношений как таковых.

В истории Адама мы видим величайшую драму человечества. Первый человек не устоял в той позиции, которую получил от Бога. В итоге вся последующая история стала попыткой исправления ошибки, совершенной в Эдеме.

Во времена Ноя человечество настолько развратилось, что Богу потребовалось уничтожить землю. Жизнь Ноя показывает, что человек имеет шансы выстоять и сохранить свое достоинство даже в условиях всеобщей духовной деградации. Никто из нас не может обвинять в своих ошибках общество. По словам Щедровицкого, состояние Ноя – состояние непоколебимого в вере праведника. Нам стоит брать пример с этого человека.

Если говорить о завете Бога с Ноем, то люди до сих пор наблюдают знак этого завета. Когда после дождя на небе показывается радуга, это напоминает верующим о том, что Господь никогда больше не наведет потоп на землю.

Что касается Авраама, он не зря назван отцом всех верующих (Рим. 4:11). Этот человек прошел долгий путь веры и получил долгожданного сына обетования. Пример Авраама – пример стойкости, любви и преданности Богу. Другой человек, находящийся на месте этого патриарха, мог бы сдаться и разочароваться. Но Авраам знал, в Кого он уверовал. В отношениях Бога и Авраама было нечто большее, чем обычная вера. Авраам всецело доверял Господу. Патриарх был готов пожертвовать ради Него всем. Не все обетования, данные Богом Аврааму, могли исполниться при земной жизни патриарха. Их исполнение происходит по сей день. Это связано с тем, что завет Бога с Авраамом распространяется и на эпоху нового завета.

Мы рассмотрели тему заветных отношений Бога и человека в книги Бытие, и увидели, что Господь остается верен Своему Слову. Его обещания остаются незыблемыми. Обетования Божьи по-прежнему работают в истории Его народа и человечества в целом.

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки, делайте репосты!