Найти в Дзене

Как я преподавал йогу

Я хочу поделиться своей историей преподавания йоги

Calpe, Spain, 2017
Calpe, Spain, 2017

Содержание

  1. Начало истории
  2. Подготовка и первое занятие
  3. Время после занятий
  4. Завершение периода преподавания
  5. Освобождение, свобода
  6. Мысли о возвращении

Однажды я преподавал йогу. Закончилось это тем, что я слишком много начал разговаривать с собой, с образами и голосами в голове. Позже эти симптомы удалось исцелить в команде с психиатром. Сейчас я понимаю, что для истинных йогов это не стало бы какой-то трагедией, но я тогда довольно сложно отреагировал на эти открытия в себе. Сразу скажу, что симптомы ушли и у меня всё хорошо. Йога тут не при чём, это особенности моей личности и моей восприимчивости к реальности.

1. Как это так вообще всё получилось.

Перед тем, как пойти преподавать я больше года жил практически в изоляции, проводил очень много времени наедине с собой и параллельно практиковал йогу, ходил на занятия к нескольким учителям. Это был период проживания ухода из последнего рабочего места, от куда меня выдавили обстоятельства и неблагополучные рабочие отношения. Ложку дёгтя прибавило расставание с девушкой. По сути, я оказался у разбитого корыта. Я долгое время боролся с внутренним унынием и нежеланием идти куда-либо работать.

На первое время я убедил себя в том, что я способен развиваться, находясь наедине с собой, читая книги и почти ни с кем не общаясь, разве что кроме мамы, родственников и нескольких друзей по йоге.

По истечении года нахождения с собой я начал отправлять резюме в компании на разные специальности - где на менеджера по социальным сетям, где-то на копирайтера, где-то даже просто на продажника, а где-то на налогового консультанта в крупную международную корпорацию. Но либо меня не брали, либо я сам не доводил дело до конца. В итоге я решился позвонить своему давнему приятелю - преподавателю йоги и спросил, могу ли я попробовать преподавать йогу? На что получил положительный ответ и даже поддержку. Мне выделили зал для бесплатных занятий в кружке молодых активных ребят. И я храбро борясь со страхом непринятия обществом пошёл давать своё первое занятие, выученное по книге Айенгара для начинающих преподавателей.

2. Это было очень стрессово.

Перед первым уроком я прочитал книгу для начинающих преподавателей, несколько раз в личной практике прогонял все асаны, которые собирался давать по программе книги на первом занятии. Но всё равно я сильно волновался и переживал.

Помню, как на улице было темно. Как комнатка, в которой мы занимались была с депрессивно старым ремонтом. Как большие окна выходили на город и придавали уют и романтику комнате.

Я пришёл заранее, привёз коврики, расположился у стены на коврике и дожидался, когда придут посетители, желающие поёжиться.

Вот, все собрались и я сказал - начинаем.

Я начал вынимать из памяти асаны, старался говорить быстро, уверенно и чётко, как мне тогда это слышалось. Я ощущал напряжение и недоверие в воздухе. Но я продолжал. Я выкладывался по полной, я давал себя, говорил как все учителя йоги, у которых я занимался. Мне это помогало структурировать речь и импровизировать. Затем йога начала переходить во что-то гимнастическое. Я продолжал. После произношения сложного названия асаны я добавлял, а по русски это берёзка… Также говорил как полезно растягиваться. Я и отдавал себя и, в то же время, купался во внимании молодых ребят и нервно пытался раскрываться им, где-то перегибая палку, а где-то не давая себе сказать лишнего слова.

Во время исполнения асан я чувствовал разные участки своего тела и пытался связать это с реальностью. Я думал, что меня кусают. Позже я думал, а может это я такой всасыватель энергии, и это я телом складировал их боли…

Одно я точно понял сразу же после первого занятия - работа йогом непроста и в ней есть множество нюансов, если не бесконечное их число, особенно когда ты эмпат и гиперчувствительный человек.

На занятия приходили люди разных возрастов, национальностей, с разным опытом практики и каждый с уникальной личностью. Цели у всех были тоже разные. Кто-то приходил, чтобы провести время и просто посмотреть. Другие, чтобы поддержать и проявить интерес к начинанию. Третьи повеселиться. Каждый со своим багажом.

Приходилось учиться на ходу справляться с многочисленными состояниями людей, давать им задания, и также справляться со своим оценочным мышлением. Ведь кто-то делал асану криво, кто-то слишком сильно старался, а кто-то вообще не делал.

Мне, возможно, повезло, что я просто боялся публичных выступлений. У меня было лишь одно большое ожидание - что меня не примут. И далее из него что-то либо вырастало, либо я его отпускал и получал удовольствие от процесса.

3. Занятие завершилось и я выдохнул.

Аккуратно одевшись и попрощавшись с ребятами, я сел в машину, завёл её, и тут мне позвонил приятель, который помог с организацией занятия. Тут произошло то, что я ещё никогда не встречал в своей жизни. Может быть это совпадение, но такого никогда не происходило ни до, ни после. Машина, Audi Q5 2014 года - заглохла в момент, когда я ответил на звонок. Я лишь предположил, что разговор, происходящий в этом моменте, очень важен и для него лишние шумы не нужны.

Я сказал, что всё нормально. У меня спросили, не ходил ли я днём ранее к другому учителю - на что я сказал, что нет. Попрощавшись, я поехал домой.

После занятий, в моей голове продолжался диалог с теми, кто приходил ко мне на йогу. Это было мучительно для меня. Я чувствовал вину, как будто бы на занятиях, по ощущениям, ко мне приходила сила, и затем я должен был с этим что-то сделать, поделиться ею, может быть трансоформировать и с творчеством отдать обратно, либо как-то расплатиться позже…

В попытках трансформации этой силы по вечерам я пытался учиться играть на фортепиано, из этого не вышло стабильного обучения. Удалось с чтением книжек. Я как будто бы начал проживать и пропускать через себя истории в книгах. Может быть из-за того, что я стал более чувствителен, или во мне была эта сила для мгновенной трансформации информации и переживаний.

Но диалог не прекращался. Как будто бы я был на связи со своими гостями в моей жизни, в моей душе.

4. Мысли о завершении

После нескольких занятий я начал задумываться о том, чтобы это всё прекратить и, если я и решусь снова в будущем преподавать йогу, - то готовиться к этому более основательно, по проверенным методикам и с накопленным опытом на практиках со своими учителями и на личных практиках.

Когда мне сказали, что на летний период занятия йогой можно приостановить, так как ребята будут в других активностях и в поездках, - я обрадовался. Для меня это был словно шаг на свободу.

5. Основательность - значит доводить дело до конца?

Доведя дело до конца - мне это виделось очень важным, хоть и вышло по ощущениям это как-то дорого для моей психики, я чувствовал себя на подъёме. Но подъём этот продлился недолго, так как следующая потребность заняться каким-либо делом не заставила себя ждать.

6. Мысли о возвращении

Первое время я мало думал о возвращении в преподавание йоги. Мне было даже страшно и стыдно просто приходить на йогу к преподавателям. Со временем этот страх и стыд осели во мне и трансформировались в опыт и мудрость, в принятие себя и понимание, что это мои особенности личности и это моя жизнь. Я постепенно возобновлял занятия йогой и во мне до сих пор живёт маленькое тёплое чувство, что я могу снова, если захочу, вернуться в ряды преподавателей со своим уникальным опытом.