Найти тему

Конкуренция на рынке фитнес индустрии

Оглавление

Концепции конкурентоспособности

Хорошо известно, что в любой сфере бизнеса существуют такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность компании, конкурентное преимущество и конкурентная среда. Часто к этому вопросу подходят просто из необходимости реагировать на динамично меняющийся рынок, руководствуясь тем, что он не является предметом стабильности, не рассматривая и не разрабатывая долгосрочную стратегию.

В условиях конкурентного рынка важнейшей задачей для всех фитнес-клубов является поддержание и повышение конкурентоспособности за счет предложения конкурентоспособных услуг, которые напрямую влияют на финансовые показатели компании.

Изначально термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию и долгое время означал лишь независимое соперничество между двумя и более компаниями, как чисто поведенческий подход к трактовке конкуренции. Австрийский ученый, экономист и социолог Ф.А. Хайек уже рассматривал конкуренцию более глобально, как процесс, с помощью которого люди приобретают и передают знания. Однако только М. Портер в своей книге «Международная конкуренция» всесторонне описал конкуренцию как динамичный и развивающийся процесс под влиянием пяти основных сил.

Рисунок 1. Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Рисунок 1. Модель пяти сил конкуренции М. Портера

Подробно анализируя и изучая конкурентные силы в отрасли, компании могут определить свои слабые и сильные стороны, а также своевременно узнать о новых конкурентах и появлении новых продуктов и услуг. В результате они смогут выбрать наиболее подходящую долгосрочную конкурентную стратегию, использовать свое положение на рынке для максимизации прибыли и определить позиции, которые обеспечивают наилучшую защиту от конкурентного влияния со стороны воздействующих сил.

Основой формирования конкурентоспособности организации является набор конкурентных преимуществ, который подразумевает наличие уникальных организационных характеристик, отличающих одну организацию от других аналогичных фитнес- и сервисных компаний на рынке.

Основными способами повышения конкурентоспособности организации являются инновации в позиционировании, повышение квалификации сотрудников, улучшение условий труда, анализ конкурентов и использование эффективных рекламных мероприятий.

М. Портер считает, что конкурентоспособность организации основывается не только на конкурентном преимуществе, которым она обладает, но и на ее способности создавать, поддерживать это конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе и своевременно устранять возникающие проблемы.

Конкурентоспособность определяется потенциалом сохранения или увеличения доли рынка в конкурентной борьбе. В результате гибкость конкурентного механизма проявляется в немедленной реакции на любые изменения в конкурентной среде. Поэтому хорошо подготовленные организации оказываются в более выгодном положении.

Существует два основных вида конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция подразумевает продажу или предоставление услуг по более низкой цене. Цены могут быть снижены за счет сокращения производственных или коммерческих затрат или за счет уменьшения нормы прибыли, заложенной в цену продукта.

Неценовая конкуренция основана на качестве, сервисе и репутации организации. Если люди довольны и хотят купить абонемент снова, значит, организация обладает высокой конкурентоспособностью.

Как оценивается конкурентоспособность

Конкурентоспособность организаций, зависит от факторов внешней и внутренней среды. Анализ факторов конкурентоспособности является отправной точкой для определения сильных и слабых сторон каждой организации и помогает использовать слабые и сильные стороны конкурентов.

Факторы, которые важны для внутренней конкурентоспособности компании, можно разделить на следующие основные группы:

  • Техническая компетентность (профессиональное оборудование, обслуживание, поддержка)
  • Финансовое удовлетворение (стоимость, условия оплаты)
  • Дополнительные преимущества (дополнительные источники дохода).
Все усилия должны быть направлены на максимальное удовлетворение нужд, потребностей и ожиданий клиентов. Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие способность компании обеспечить собственную конкурентоспособность.

Внешние факторы, понимаемые как социально-экономические и организационные аспекты, — это те факторы, которые позволяют организации создавать предложения, более привлекательные для посетителей и отличающиеся по ценовым и неценовым характеристикам от предложений конкурентов в фитнес-индустрии.

К внешним факторам конкурентоспособности организации относятся:

  • Потребительский спрос;
  • Экономические аспекты (налогообложение, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика);
  • Отношения с государством (законодательство, системы стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
  • Отраслевая стабильность (типы конкурентов, возможности, наличие и потенциал);
  • Национальное и политическое влияние;
  • Уровень инфляции.

Своевременная адаптация организации к высококонкурентной, нестабильной и меняющейся внешней среде требует постоянного и всестороннего анализа деятельности конкурентов и стратегического потенциала организации.

Одним из распространенных методов оценки конкурентоспособности является SWOT-анализ, который позволяет определить сильные и слабые стороны организации (анализ внутренней среды), а также возможности и угрозы со стороны конкурентов организации (анализ внешней среды).

Анализ проводится по четырем направлениям:

  1. сильные стороны;
  2. слабые стороны компании;
  3. возможности - факторы внешней среды, которые могут способствовать развитию сильных сторон компании;
  4. угрозы - факторы, ослабляющие позиции компании на рынке.
Рисунок 2. - SWOT-анализ
Рисунок 2. - SWOT-анализ

SWOT-анализ позволяет оценить конкретную ситуацию на рынке и получить четкое представление о сильных и слабых сторонах организации, чтобы выбрать подходящие конкурентные стратегии. Использование сильных сторон, исправление слабых и устранение недостатков, а также внедрение в деятельность организации возможностей, предоставляемых рынком, позволяет обеспечить дальнейший рост и создать конкурентные преимущества.

Читайте наш подробный анализ фитнес-рынка в 2023-2024 году

Конкурентные характеристики в фитнес-индустрии

В современном обществе признано, что здоровье - это капитал каждого человека, которым необходимо рационально распоряжаться. Министерством здравоохранения утверждена стратегия формирования здорового образа жизни, которая описана в приказе № 8 от 15 января 2020 года «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни, профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями на период до 2025 года».

Спорт, как инвестиция, в любом возрасте.
Спорт, как инвестиция, в любом возрасте.

Такое позиционирование со стороны государства играет важную роль в продвижении фитнес-клубов, поскольку фитнес-услуги — это процесс взаимодействия между покупателем и клубом. Они имеют специфические характеристики, например, они неизменны и неделимы до момента их приобретения.

Фитнес-предложения признаются как целостная и интегрированная концепция, позволяющая посетителям испытать целый ряд бонусов.

Чтобы повысить привлекательность фитнес-предложений для потенциальных посетителей, фитнес-клубам необходимо наглядно представить наиболее важные параметры, которые мотивируют клиентов к покупке. В фитнес-индустрии это достигается за счет стильного и эффектного дизайна фитнес-клуба, качества, современного оснащения, новых тренажеров и компетентного персонала.

Необходимо уделять внимание сбору информации от посетителей, так как качество предложения можно оценить только после их предоставления.

Если люди удовлетворены качеством, они обязательно продолжат пользоваться услугами данного фитнес-клуба. Ориентация на клиента - важное конкурентное преимущество. Направления, на которые следует обратить внимание для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества:

  • Имидж фитнес-клуба (создание уникального имиджа - важное конкурентное преимущество, например, отношение, внутренняя дисциплина, корпоративная культура);
  • Дифференциация предложения (разработка и внедрение новых предложений, способных выделить фитнес-клуб среди предложений конкурентов);
  • Уникальность (уникальность предложения, дополнительные бонусы, удобные часы работы, наличие инфраструктуры);
  • Ценовая политика (система скидок по клубным картам, различные виды карт для разных целевых групп, бонусы и подарки для постоянных и новых клиентов, гибкие условия оплаты клубных карт, повышение качества, маркетинг);
  • Качественный вклад работы персонала в восприятие предлагаемых услуг.

Конкурентоспособность организации зависит не только от конкурентной структуры предлагаемых услуг по сравнению с другими фитнес-клубами, но и от эффективности ее деятельности в целом.

Основными критериями выбора клиентами фитнес-клубов считаются:

  1. Цена, один из основных факторов конкурентоспособности фитнес-клубов;
  2. Ценность. Состав предлагаемых услуг и дополнительных сервисов;
  3. Квалифицированный персонал и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Персонал - это лицо фитнес-клуба. Если персонал готов повысить уровень своей лояльности и клиентоориентированности по отношению к клубу, он обязательно сможет представить и донести до потенциальных клиентов всю ценность и преимущества услуг, предлагаемых фитнес-клубом. В данном случае успешное развитие спортивного клуба - это не только построение долгосрочных отношений с помощью программ лояльности, материалов для фитнес-клуба и технического оснащения (дизайн помещения, наличие современных тренажёров и дополнительного оборудования для тренировок), но и создание конкурентной среды. Важны и правильные рабочие отношения с персоналом, которые добавляют конкурентное преимущество.

Необходимо иметь свободный доступ к информации (наличие сайтов фитнес-клубов, информация о фитнес-программах, ценах на клубные карты, текущих акциях). Для каждого человека важными факторами всегда остаются комфорт и удобство, наличие инфраструктуры и часы работы. Более продолжительные часы работы фитнес-клубов позволяют людям выбирать удобное время для тренировок.

Важнейшим конкурентным преимуществом компании является своевременное реагирование на проблемы и предотвращение возможных неудобств для существующих и будущих клиентов. Необходимо своевременно выявлять проблемы и прилагать усилия для их устранения.

Оперативное решение проблем конкурентное преимущество фитнес-клуба

Оперативное решение проблем — конкурентное преимущество фитнес-клуба
Оперативное решение проблем — конкурентное преимущество фитнес-клуба

Очереди на стойке регистрации, особенно в пиковое время. — Автоматизация бизнес-процессов. Программное обеспечение для управления фитнес-клубами может ускорить процесс регистрации, предоставив возможность записываться на тренировки онлайн. Это освобождает персонал от рутинных задач и позволяет ему больше времени уделять живому общению с посетителями.

Отсутствие вовлеченности персонала. — Создайте программу лояльности в коллективе, мотивируйте сотрудников, введите элемент соревнования и назначьте ответственного за анализ KPI каждого сотрудника.

Отсутствие механизмов устранения конфликтов. — Разработайте правила клуба, ответственность за некорректное поведение и готовую схему устранения всех участников конфликта. Донесите эти правила до сотрудников клуба и клиентов.

Нехватка квалифицированных тренеров. — Инвестируйте в обучение персонала, включая развитие технических навыков (hard skills) и социально-психологических навыков (soft skills). К первым относятся знания по эксплуатации оборудования и составлению персональных программ тренировок, ко вторым — умение работать в команде и разрешать конфликты.

Неподходящая атмосфера, слишком громкая или оживленная музыка, нехватка спортивного оборудования. — Создайте систему обратной связи с клиентами. Это дает возможность конструктивной критики и помогает выявить наиболее проблемные места в организации работы клуба.

Неудобные условия оплаты. — Автоматизируйте системы оплаты. Установите программное обеспечение для онлайн-оплаты тренировочных билетов и абонементов, а также торговые автоматы с возможностью оплаты картой.

Чтобы повысить качество услуг, важно учитывать потребности клиентов. Для дополнительной мотивации посетителей к посещению фитнес-клубов следует внедрять программы лояльности. Это может повысить уровень удержания посетителей и увеличить сумму среднего чека. Программы лояльности также помогут продлить жизненный цикл клиентов, которые по каким-либо причинам решили прекратить занятия спортом.

Одних только занятий групповыми упражнениями может быть недостаточно для удержания клиентов. Индивидуальные программы тренировок, такие как силовые тренировки, аэробика, йога и различные боевые искусства, могут сделать клубы более привлекательными для клиентов.

Компания Fitness Data провела ежегодный опрос владельцев и руководителей фитнес-клубов в 2024 году и выяснила, что наиболее важными проблемами для фитнес-индустрии являются высокая стоимость аренды (57 % респондентов), нехватка площадей для открытия фитнес-клубов (48 % респондентов), сезонность ( 48%).

-6
По данным FitnessData, конкуренция занимает последнее место в списке опроса и остается наименьшей из проблем: на нее жалуются всего 4 % управленцев клубов.

Конкуренция в фитнес-индустрии — не самая большая проблема отрасли, но вы не можете позволить себе не обращать внимания на нее. Необходимо знать свои сильные и слабые стороны, проанализировать свою конкурентоспособность и на основе этого анализа использовать все возможности для улучшения, продвижения и позиционирования, которые будут способствовать финансовой стабильности вашего фитнес-клуба и, в конечном счете, вашей компании.

Комплексные решения для фитнес-клубов и спортивных залов любого типа от sportres.ru.
Комплексные решения для фитнес-клубов и спортивных залов любого типа от sportres.ru.

#Конкуренция #Фитнес-индустрия, #спортивное_оборудование, #открытие_фитнес-клуба, #sportres