Сколько времени вы обычно проводите, разглядывая произведения искусства в галерее? Что, если вместо того, чтобы бегло рассматривать множество произведений искусства, мы медленно рассмотрим несколько?
С этой проблемой мы сталкиваемся каждый раз при посещении большого музея наподобие Эрмитажа или Третьяковской галереи: экспозиции представлены таким количеством экспонатов, что даже на поверхностное ознакомление может уйти несколько дней. Стремление «ничего не упустить» заставляет нас буквально прогуливаться по залам, уделяя внимание только наиболее известным или диковинным работам.
Вопросы, которые можно себе задать во время медленного смотрения:
- Что я вижу и что я думаю об этом?
- Что я заметил вначале?
- Какой смысл для меня имеет увиденное? Ощущаю ли я замешательство?
- Нравятся ли мне цветовая палитра, что я чувствую смотря на них?
- Что бы я спросил о работе у автора, если бы представилась такая возможность?
- Как изменилось отношение к картине после непосредственного знакомства?
- Влияет ли на восприятие работы личность автора?
Созерцание имеет общие черты с медитацией, поэтому некоторые поклонники прекрасного отказываются от заготовленных вопросов и приемов, отдавая предпочтение импровизации. Можно также использовать дыхательные техники для замедления потока мыслей и концентрации внимания на произведении. Фокусируя зрение на различных частях композиции, расслабляя глаза и абстрагируясь уже в пределах полотна от окружающих изображений, зритель может погрузиться в состояние измененного сознания. В галерее достичь такой глубины погружения труднее, чем дома. К счастью у большинства музеев открыт доступ к своим фондам с редкими произведениями, открывая новые возможности для поклонников медитативного созерцания.
Жизнь современного человека протекает в паутине потоков информации. Образы, тексты и звуки меняются с такой интенсивностью, что наш мозг не успевает их обрабатывать. Разбалансировка процессов восприятия повышает тревожность и негативно влияет на процессы восстановления. Созерцательная практика в таких условиях дает возможность найти свой оазис спокойствия.
Помимо стабилизации процессов в мозге методика «медленного взгляда» открывает новые горизонты познания себя и мира искусства. Картины часто выполняют функцию зеркала: среди многочисленных сюжетов мы находим те, которые имеют отношение к нашей жизни, и в созерцании пытаемся найти ответы на личные вопросы. Это открывает возможность использования произведений для арт-терапевтических практик.
В процессе медленного созерцания картин зрителю также удается достичь состояния катарсиса, когда эстетическое наслаждение достигает своего пика и приобщает человека к сфере чистой красоты. В условиях ускоренного просмотра достопримечательностей музеев такое состояние оказывается недостижимым.