Найти тему
VK Гид

«Претенденты»: как Зендея стала участницей самого странного любовного треугольника этой весны

Фильм «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024
Фильм «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024

Сегодня в западных кинотеатрах выходит комедийная драма итальянского режиссёра Луки Гуаданьино «Претенденты». Фильм рассказывает о напряжённом противостоянии двух друзей-теннисистов, соперничающих за внимание одной женщины в исполнении Зендеи. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему премьеру долгожданной драмы пришлось отложить и почему работа Гуаданьино может стать одной из самых чувственных картин этого года.

«Претенденты» Луки Гуаданьино, одного из самых известных итальянских режиссёров на международной арене, должны были стать жарким началом прошлого осеннего сезона. Победное шествие фильма по церемониям наград и фестивалям должно было начаться с громкой премьеры на Венецианской биеннале. Картине со звёздным молодым составом выпала честь открывать фестиваль, но планы были нарушены совместной забастовкой гильдий актёров и сценаристов Голливуда. Из-за этого звёздная премьера в Венеции получилась бы не такой звёздной. По строгим правилам гильдии, актёры просто не могли приехать на фестиваль. Тогда Warner Bros. вместе с режиссёром решили перенести премьеру картины на апрель 2024 года.

Режиссёр Лука Гуаданьино. © MGM STUDIOS / Niko Tavernise
Режиссёр Лука Гуаданьино. © MGM STUDIOS / Niko Tavernise

Потенциальный хит проката открывается в странное для киноиндустрии время: большие фестивали типа «Сандэнса» и Берлинале отгремели зимой, «Оскары» раздали в начале марта, следующее важное кинособытие — Каннский фестиваль — в мае, а настоящая гонка за награды традиционно начнётся только осенью. С одной стороны, фильм открывается не с той помпой, которую от него ожидали, и его перспективы завоевать сердца критиков и зрителей в долгосрочной перспективе пока туманны. С другой — у него отличный актёрский состав и съёмочная команда, чтобы привлечь к себе внимание.

По сюжету Патрик Цвайг (звезда сериала «Корона» Джош О’Коннор) и Арт Дональдсон (Майк Фейст) стали дружить ещё в школе. Парни настолько сроднились, что их невозможно было представить отдельно ни в реальной жизни, ни на теннисном корте, где обоих ждала блестящая карьера. Дружба была непогрешимой до знакомства с Таши Дункан (Зендея) — невероятно талантливой теннисисткой, карьеристкой и, по выражению одного из них, «самой красивой женщиной в мире». Патрик и Арт начинают соревноваться за внимание Таши, и с каждым новым шагом дружить становится всё сложнее.

Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024
Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024

На самом деле нарратив фильма далеко не так прямолинеен. Режиссёр начинает повествование с, казалось бы, не самого важного матча, где встречаются Арт, Таши и Патрик, за плечами которых годы взаимных обид, претензий и предательства. Затем сюжет делает обратный скачок на много лет назад. Постепенно из коротких отрывков прошлого и настоящего Гуаданьино строит шаткую башню дисфункциональных отношений, пока настоящее и флешбэки изящно не сходятся в одной точке. Фильм идёт больше двух часов, и далеко не всегда режиссёру удаётся держать заданный темп. Иногда сюжет проседает, некоторые сцены сильнее других, но картина продолжает отбивать подачи (простите, куда же без спортивных метафор) с бешеной энергией и яростью.

В «Претендентах» всё крутится вокруг тенниса — герои постоянно в него играют, о нём разговаривают и, кажется, не могут представить своей жизни вне корта. Но любой их разговор, начинаясь с обсуждения тенниса, всегда скатывается в завуалированное выяснение их запутанных отношений. В фильме даже есть повторяющаяся шутка по этому поводу. Во время любого раскалённого добела разговора кто-нибудь обязательно спрашивает: «Мы же по-прежнему о теннисе разговариваем?»

Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024
Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024

Гуаданьино идеально подходит ироничный и злой сценарий Джастина Курицкеса, в котором обнаруживается двойное, а то и тройное дно. Режиссёр не стесняется самых прямолинейных визуальных метафор, и этот агрессивно дурашливый тон явно приходится по душе актёрскому составу. Сценарий даёт молодым актёрам развернуться во всю мощь.

Джош О’Коннор после роли в отличнейшей «Химере» Аличе Рорвахер, где он играл эфемерного, практически исчезнувшего из физического мира героя, здесь разворачивается на 180 градусов. Его Патрик — развратный, жёсткий, эгоистичный и амбициозный. Арт в исполнении Майка Фейста, который отлично показал себя в ремейке «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга, уравновешивает взрывной характер своего друга, хотя и сам не так уж прост. Жёсткая Таши в мощном исполнении Зендеи, как прекрасная непробиваемая сетка, становится между двумя героями. Художник Гуаданьино явно даёт актрисе больше пространства для самовыражения, чем формулистские блокбастеры. В Таши в одно и то же время смешиваются сила, ярость, страх, нежность, презрение и постоянные мысли о собственной выгоде. Теннис — это жизнь или жизнь — это теннис? В случае с Таши сложно сказать.

Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024
Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024

Режиссёр отвлекает наше внимание Зендеей, что, в общем-то, несложная задача. Однако за глыбой её персонажа скрывается главная интрига, крохи которой разбросаны в хулиганских метафорах, красноречивых взглядах и полуулыбках. Динамика между героями больше всего напоминает «И твою маму тоже» Альфонсо Куарона, но на этом сравнения заканчиваются. Сценарий Курицкеса слишком эмоционален и неровен для хладнокровного речитатива, например, Аарона Соркина, который тоже любит порассуждать о дисфункциональных отношениях, а манера Гуаданьино хоть и хулиганская, но не такая же безбашенная, как у Пола Верховена — тоже любителя потроллить зрителей.

Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024
Кадр из фильма «Претенденты». © Режиссёр Лука Гуаданьино / MGM STUDIOS, 2024

Не хочется сравнивать «Претендентов» и со спортивными фильмами. Хоть последние чаще всего тоже говорят скорее об отношениях, а не о самом спорте, язвительная картина Гуаданьино не вписывается ни в один канон. В какой-то момент оператору Сайомбху Мукдипрому («Назови меня своим именем», «Суспирия») сильно надоедает снимать теннис, поэтому он начинает переключать POV — от самих игроков до теннисного мяча. Кажется, что в фильме слишком много всего и сразу, но обрести форму и не выдохнуться ему помогает электронный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса. Пожалуй, лучшая их работа со времён «Социальной сети».

«Претенденты» не предлагают решений, не читают морали и ставят в центре сюжета не самых приятных героев, но фильм похож на старомодные ромкомы больше, чем могло бы показаться на первый взгляд. Ведь, по мнению Гуаданьино, расчёт в делах сердечных никогда не работает, и чтобы хотя бы ненадолго поиграть в «настоящий теннис», нужно полностью отдаться своим инстинктам.