🌹С переводом на русский язык.
✅ИНТЕРВЬЮ С КАРСТЕНОМ ЯНКЕ И
ГАБИ МЕЙЕР
Карстен Янке на протяжении десятилетий был одним из самых известных и важных организаторов концертов в Германии. В 1981 году он был первым организатором, пригласившим на концерт молодую группу Depeche Mode из Англии в Федеративную Республику. Габи Мейер работала на Янке с 1980 по 2000 год и была ответственной за организацию многочисленных концертов.
⚙️ Когда и как возникло концертное направление вашей деятельности?
Карстен Янке: Я начинал работать в качестве торговца импортом и экспортом в 1956 году, а в 1959 году устроился на работу в импортно-экспортную компанию. Я проработал там более десяти лет и, с разрешения моего тогдашнего начальника, также организовывал концерты – в первую очередь по джазовой тематике. Поэтому однажды мой тогдашний начальник сказал: «Начни свой собственный бизнес». Итак, с 1970 года я работал независимым концертным промоутером. Я обязан Insterburg & Co., на самом деле бессмысленной команде, немного сравнимой с Хельге Шнайдером, тем, что в семидесятые годы я даже вышел на рынок в качестве концертного промоутера. Я сотрудничал с ними десять лет , организовывая порядка 150 концертов в год в течение этих десяти лет и билеты на каждый концерт распродавались полностью.
Немыслимо с сегодняшней точки зрения: у нас никогда не было контракта, но у нас была непревзойденная модель контракта: мы делили всю прибыль на пятерых: четырех жителей Инстербурга и меня.
В этом было большое преимущество: у нас всегда было достаточно денег для других проектов. Например, в 1973 году я организовал турне с группой Rhythm Combination & Brass Питера Хербольцхаймера и потерял около 250 000 немецких марок, что является чрезвычайно высокой суммой, если сравнивать ее с сегодняшним днем, а это около 1,5 миллионов евро. Когда происходит что-то подобное, конечно, приятно иметь при себе деньги, иначе нам бы пришлось подать заявление о банкротстве.
⚙️Как агентству удалось привлечь новые группы из Великобритании в начале 1980-х?
Габи Мейер: Я пришла в агентство в конце 1980-х с такой музыкой. Это стало результатом нашей связи с Дэном Сильвером из Англии. И мы подумали: «У него какие-то дикие группы!», например, Fad Gadget - фантастический артист. Мы тогда организовали его выступление здесь, в Гамбурге. Дэн Сильвер дружил с Дэниелом Миллером, главой Mute Records. Благодаря и этому мы нашли среди молодых групп Depeche Mode.
Карстен Янке: Музыка в стилях панк и новой волны, в частности, проходила через несколько специализированных агентств. И они мне всегда нравились - ведь мы превратили свое хобби в профессию. Мы не всегда мыслили экономно, а нам хотелось представлять свою любимую музыку.
На нашем первом концерте с Depeche Mode в сентябре 1981 года в Маркетхолле Гамбурга, на самом флаере, мы напечатали жирным шрифтом, что концерт длился всего 45 минут. Незадолго до этого ставший легендарным организатор концертов Фриц Рау проиграл судебный процесс. По неизвестной мне причине люди в Германии, кажется, придерживаются мнения, что концерт должен длиться дольше часа. Фриц пригласил выступить Shirley Bassey (Ширли Бэйси), но она спела только одну песню, а на Фрица Рау подал в суд посетитель, который хотел вернуть деньги за билет, потому что концерт был слишком коротким. И судья постановил, что в Федеративной Республике концерт должен длиться два часа, либо о сокращенном времени нужно объявлять заранее.
Габи Мейер: Именно поэтому мы напечатали на флаере «Продолжительность выступления - 45 минут».
Карстен Янке: И Depeche Mode играли около 44 минут, но затем на бис сыграли еще одну песню.
⚙️Как работало концертное агентство Карстена Янке в начале 1980-х?
Карстен Янке: С самого начала у меня был технический менеджер, потому что я понятия не имел о самих технологиях. А затем, примерно в 1981 году, нам пришлось добавить других сотрудников. Их было примерно шесть-восемь человек.
Можно сказать, что мы фактически ездили в турне только с тем исполнителями, которые нам самим нравились. И это было преимуществом: если группа приносила убытки, при этом она еще была и ужасной, то это сильно раздражало нас. Но если вы потеряете деньги с понравившейся группой, это не так уж и раздражает.
Габи Мейер: Как организатор концертов, вы также помогаете создавать и продвигать группы. Так что это инвестиции.
Карстен Янке: И мы раскрутили много разных групп...
Габи Мейер: В начале восьмидесятых выступали и другие электронные группы, например Blancmange или The Human League. Вокалист The Human League показался весьма высокомерным. С Depeche Mode такого не было - они были очень дружелюбными, спокойными и веселыми ребятами, особенно Флетч. Молодые Depeche Mode были порекомендованы нам через Дэна Сильвера...
Габи Мейер: Да. V.A.T. - название компании великолепное: Value Added Talent. У нас всегда была хорошая рабочая атмосфера.
Культурные заметки
Новые романтики - это название нового стиля музыки, который зарождается на прекрасной молодежной музыкальной сцене Лондона.
Клуб «The Blitz» - бар-ресторан, где группа Depeche Mode даст первый концерт в стиле новой британской волны на Ганзейской территории 25 сентября в Маркетхолле Гамбурга. Музыкально и визуально это будет выглядеть очень синтетическии.
В образах и костюмах (частично, в стиле викторианских) «Новые романтики» делают ставку на электронные технологии, звуки ритм-машин и синтезаторов.
Для гамбургских молодых посетителей The Blitz это будет недолгим удовольствием: Depeche Mode играют всего 45 минут. Начало: в 21:00.
Карстен Янке: Да, Дэн Сильвер – хороший парень. Всегда приятно, когда ты нравишься людям.
Габи Мейер: После первого концерта в Гамбурге мы относительно быстро запланировали новые концерты с Depeche Mode, начиная с марта 1982 года. Мы хотели напечатать серебряным цветом лебедя из Speak & Spell на туристических плакатах, но типография объяснила нам, что на солнце вы ничего не сможете увидеть из-за бликов. Вот почему нам пришлось оставить эту идею в покое. У меня на афишах тура есть слоган «Новые романтики в туре». Я тогда облажалась. Группа и Дэн долго дразнили меня этим и пели за кулисами: «Мы короли, мы короли... новой романтической сцены».
⚙️Тогда у вас выступали и другие новые группы из Англии, например, The Cure...
Карстен Янке: Да, но мы не были их первыми организаторами в Западной Германии. Сначала группа выступала здесь, в Гамбурге, под руководством Альфреда Хилсберга из Rough Trade Germany. Я до сих пор помню разговор с менеджером The Cure. Он сидел у нас в офисе и говорил, что ему бы понравился Альфред Хилсберг, но, к сожалению, он был неряхой и он не ожидал того, что его группа пойдет дальше.
И именно поэтому он спросил меня, хочу ли я сопровождать The Cure, на что я, конечно же, сказал да. По итогу, с 1981 года мы организовали турне The Cure по Германии.
Кстати, в июне 1985 года у нас был легендарный концерт с The Cure в Городском парке Гамбурга. Это тот концерт, который вы не забудете на всю оставшуюся жизнь. Разогрев начался в 15:00 и длился до 15:30. В 16:00 настала очередь The Cure. Но группа просто не вышла на сцену.
Фанаты были очень разгневаны. И тогда я понял почему: около 16:30 начался темный как смоль дождь и как раз в тот момент, когда он начался, группа вышла на сцену и начала играть. Все фанаты The Cure были одеты в черное, с расчесанными волосами и макияжем – и шел дождь. Ни у кого не было дождевика или чего-то еще. Их волосы распустились и тонны макияжа просто поплыли.
⚙️С 1981 по 1984 год Depeche Mode каждый год выпускали по альбому, гастролировали и с каждым годом становились все более успешными. Как вы можете себе представить подготовку к такому туру?
Карстен Янке: Организация туров Depeche Mode была обязанностью Габи, включая переговоры с Дэном Сильвером и его людьми. Это не были краткосрочные туры, переговоры и работа начинались как минимум за полгода.
Габи Мейер: Информацию о том, когда группа хочет снова отправиться в тур и о сроках выступления в Западной Германии, мы получили от лейбла или Дэна Сильвера. Например, сначала идет Швеция, затем Италия и т. д. Потом мы обзвонили залы в разных городах и спросили, свободны ли они в этот период. А потом наступили заморозки и начался беспорядок, а они хотели получить как можно меньше затрат от составления маршрутов.
Подготовка занимала примерно три-шесть месяцев. Наличие зала было самым важным моментом и надо понимать, что в 1980-е годы больших концертных площадок было не так много. В то время крупнейшей площадкой для концертов в Гамбурге был Спортхолл на 7000 зрителей.
Depeche Mode впервые выступили в берлинском Deutschlandhalle 8 декабря 1983 года. Я стоял у микшерского пульта и был поражен размером зала. Публика сходила с ума. Перед сценой уже были установлены решетки, чтобы держать толпу на расстоянии, а также были применены дополнительные меры безопасности.
Во время саундчека Дэйв поднял голову и увидел в зале над осветительной стойкой большую старую надпись: «Люди, животные, ощущения». В конце 30-х годов в Дойчландхалле регулярно выступал цирк.
Дэйв спросил, что это значит, и я объяснил ему. «нам это не нравится», - сказал он и спросил меня, можно ли это как-то убрать, но это не сработало, так как он был установлен наглухо. За кулисами было обсуждение этого момента. Дэйв не хотел появляться на сцене с присутствием этой надписи. К счастью, я помнил, что во время концерта там будет темно и никто этого не увидит. Так мы и порешали.
⚙️Как обстояли дела с концертными афишами?
Карстен Янке: Мы получали эскизы либо из Англии, либо от немецкой звукозаписывающей компании, а затем печатали обыкновенные плакаты.
Габи Мейер: У нас всегда были как собственные афиши, так и официальные плакаты тура. Благодаря нашим хорошим отношениям с Дэном Сильвером и Дэниелом Миллером, мы также обсудили с ними, что надписи на туристических плакатах в Западной Германии должны быть крупнее, потому что в больших немецких городах было так много разных плакатов и поэтому они должны были быть крупнее и на виду.
Карстен Янке: С ними можно что-то обсудить, объяснить им что-то в этом роде, и тогда все будет готово. Что меня сегодня раздражает в некоторых менеджерах: они понятия не имеют об особенностях немецкого рынка, но продвигают свои идеи.
Габи Мейер: Рекламу концертов также предоставляла звукозаписывающая компания, которая, в свою очередь, работала с нашим отделом продвижения и в то же время с местными организаторами, у которых тоже были люди для промо.
Карстен Янке: Во время концертов мы всегда работали с местными партнерами в отдельных городах. Мы до сих пор поступаем так.
⚙️Когда группа отправлялась в тур, были ли какие-то краткосрочные проблемы, в которых нужно было разобраться?
Габи Мейер: Конечно, нам еще многое предстояло сделать. Нам предстояло подготовить всю технику. Мы отправляли информацию о том, что уже было техническому директору в Англии и они говорили нам, что им еще нужно, включая размеры сцены для установки оборудования и т. д. Эта информация также отправлялась западногерманскому гастрольному технику. Они уже были с нашей стороны. У нас всегда были тур-техник и тур-менеджер, которые также выставляли счета.
Карстен Янке: Тогда мы сами распечатывали билеты и отправляли их в различные точки предварительных продаж.
⚙️В 1984 году Depeche Mode совершили большой прорыв с синглами People Are People и Master And Servant. Вы заметили это во время тура?
Габи Мейер: С настоящей массовой истерией мы столкнулись на концертах Depeche Mode, начиная с 1984 года.
Залы полны сумасшедших подростков. Джеки Эльдорадо бал нашим тогдашним тур-лидером…
Карстен Янке: ...кстати, это был первый панк в Германии...
Габи Мейер: ...его присутствием и его крутостью, еще до того, как группа вышла на сцену, тысячи зрителей сделали шаг назад, чтобы не раздавить фанатов в первых рядах. Это уже существовало тогда. Никаких ограждений и промежуточных барьеров с проходами тогда не было.
В фан-зоне молодые девушки толпами падали в обморок, потому что она была слишком узкой.
Джеки вышел на сцену с трясущимися коленями, сделал объявление в микрофон и было действительно видно, что пошла такая волна назад. А ребята из Depeche Mode до бесконечности поляризовали молодежь.
Это возникло из-за такого систематизированного мышления того времени: панки против рокеров, попперы против панков, скинхеды против панков и так далее... В преддверии концерта 8 декабря 1984 года полиция Киля дошла до слухов о том, что некоторые зрители были рокерами, желавшими поднять волну перед Остсекалле, они встревожились и сразу заговорили о «неминуемой опасности».
Она установила камеры в фойе зала, не посоветовавшись с нами. Когда я заметил это за час до начала шоу, я сказал нашему тур-менеджеру Харальду Буллерьяну, чтобы он убедил полицию снова снять это, потому что было непонятно, что они хотели снять? Посетители концерта не представляли никакой опасности. Если бы это было так, вешать камеры имело бы смысл только перед залом.
Харальд также передал информацию, кажется, J.D.Fanger и именно так об этом узнали Depeche Mode. Они сразу пригрозили не выходить выступать, если камеры останутся там. Мы рассказали об этом полиции и тогда офицеры снова очень разозлились.
Карстен Янке: Чрезмерно рьяный руководитель полиции затем захотел пройти за кулисы с сотней людей и крикнул на меня: «Освободите путь или мы его расчистим силой». Тогда я просто сказал, что сначала свяжусь с менеджером зала и начал звонить.
Габи Мейер: После того, как мы и менеджер зала сообщили ему, что у нас есть правила внутреннего распорядка за кулисами, все снова успокоилось.
Карстен Янке: Со всем этим разобрались. К счастью, группа больше ничего не заметила.
Габи Мейер: И всего несколько дней спустя ратуша Оффенбаха спасла нас в кратчайшие сроки.
Карстен Янке: Верно. На концерте Depeche Mode в Бёблингене в 1984 году находившийся в зале американский солдат во время выхода группы на бис по глупости взорвал дымовую шашку – просто так, без всякой задней мысли – и в результате несколько человек получили ранения. На следующий день Альте Опера во Франкфурте-на-Майне отменила предстоящий концерт в целях безопасности.
Габи Мейер: Я до сих пор помню, как Карстену позвонили из мэрии и сказали: «Не бойтесь больших животных. Мы сделаем это». Затем мы организовали автобусный трансфер и перевезли 4000 зрителей из Франкфурта в Штадтхалле Оффенбах и обратно после концерта. Мы организовали это за полдня. И все это без мобильного телефона!
Карстен Янке: Вот почему нам было так невероятно грустно, когда нам не разрешили продолжать работу в группе после 1988 года.
Мы не расстались с группой по причине плохой работы или по каким-то обвинениям в наш адрес. Но после тура Music For The Masses Дэн Сильвер потерял агентство Depeche Mode Стива Хеджеса в Англии и, к сожалению, мы потеряли и их. В Западной Германии группой стал заниматься Марек Либерберг из Франкфурта-на-Майне.
Габи Мейер: Мы почему-то были немного оскорблены, в том числе и потому, что мы действительно были преданы Depeche Mode. Особенно во втором туре 1982 года, когда их дела шли не так хорошо и мы много вложили в группу.
Карстен Янке: Но хуже всего, когда ты создаешь группу и она уходит, как только ты наконец что-то начинаешь зарабатываешь. Мы создавали Depeche Mode в Западной Германии в течение двух лет, но после этого быстро заработали с ними деньги.
⚙️То есть в концертной индустрии нет ничего необычного в том, что группы изначально терпят убытки в надежде, что следующие туры пройдут лучше?
Карстен Янке: Первые два тура Depeche Mode не принесли нам ничего прибыльного по финансам, но группа тогда стоила недорого и наши потери были незначительны. Тем не менее, после двух туров мы все пришли к выводу, что Depeche Mode по-прежнему будут чем-то особенным. Есть и артисты, для которых быстро понимаешь, что это не пройдет. Но когда дело дошло до Depeche Mode, мы все были настроены позитивно.
Габи Мейер: Мы также обсуждали это в офисе: чем мы занимаемся в группе, что говорит звукозаписывающая компания, что говорит пресса? Что касается прессы, то, например, одному журналу из Гамбурга не понравился концерт Depeche Mode. И хотя Depeche Mode были на обложках молодежных и музыкальных журналов с середины восьмидесятых, группа всегда оставалась «приземленной». Нам больше не довелось увидеть их дикие времена в начале 90-х, у нас все еще были воспоминания хороших парней из Бэзилдона. В 1980-е годы через наше агентство прошло множество групп.
⚙️Насколько важны для вас были Depeche Mode?
Карстен Янке: Depeche Mode были одной из наших самых важных групп в то время. Когда коллеги звонили вам и говорили, что они действительно хотят в следующий раз выступить с Depeche Mode, вы знали, насколько они важны. В итоге мы испытали с ними много приятных моментов.
Габи Мейер: У меня есть еще одна приятная история из моей жизни.
Организатор тура: В 1984 году на сцене у группы стоял Emulator II, совершенно новый на тот момент сэмплер с клавиатурой, который выполнял множество функций во время живого выступления. Но во время обеда, перед концертом в Мюнстере все сломалось, и группа сказала: «Мы не можем выступать». Мы им сказали: «Как такое может быть, если при таких важных вещах вы не берете второй такой аппарат?». Тогда мы все сидели на телефонах, агентство было парализовано, я разговаривал одновременно по трем телефонам, а Карстен звонил еще по одному аппарату. Дэниел Миллер в тот момент был с группой и хотел отремонтировать устройство.
Сначала мы позвонили производителю E-mu Systems в Америку, где из-за разницы во времени была ночь, а затем попытались отремонтировать Эмулятор по прямой линии из Америки в Мюнстере. Но это не сработало и у нас закончилось время.
Затем Дэниел Миллер предположил, что если мы сможем найти второе устройство, он его запрограммирует. Поэтому мы спросили сотрудника E-mu Systems, есть ли у кого-нибудь еще в Германии такой Эмулятор и он ответил: «Должен быть еще у одного парня. Подождите». Он обзвонил всех, перезвонил и сказал, что такой будет в студии Конни Планка недалеко от Кёльна.
Мы немедленно позвонили Конни и он объяснил, что только что продал свой Emulator II студийному музыканту в Бремене. Поэтому нам сначала нужно было узнать его адрес и телефон. Но он был в Бремене по дороге домой из своей студии - с Эмулятором на руках. Он жил в какой-то деревне на улице и сотовых телефонов тогда не было. Поэтому мы сказали его жене по телефону, что, когда ее муж вернется домой, он должен немедленно позвонить в Гамбург. Времени оставалось все меньше и меньше и как только он оказался на связи, мы попросили его немедленно вывезти Эмулятор на автостраду и доставить в Мюнстер.
У парня оказался неисправен автомобиль, поэтому мы посоветовали ему взять быструю машину. И он помчался в Мюнстер на Порше. Прежде чем уехать из города, его даже сопровождала полиция, чтобы он мог добраться до места проведения вовремя и без каких-либо препятствий. И Мюнстер – это не Гамбург. Это означало, что гостей из других городов было много и после концерта им пришлось ехать домой на автобусе.
Тем временем съемочная группа на сцене уже рассказывала зрителям анекдоты, а концерт смог начаться с часовым опозданием. В итоге в нем участвовало около 15 человек, которые сделали все, чтобы концерт все-таки состоялся...
Карстен Янке: Это еще один пример положительного стресса. Потому что, если бы это не сработало...
Габи Мейер: Но это было также необузданное стремление всех участников каким-то образом воплотить это в жизнь. Все хотели спасти их шоу.
***
🧿🧿🧿Продолжение следует…
***
✅✅✅Канал с новостями про Depeche Mode, раритетами и живым чатом с поклонниками - подпишитесь:
✅✅✅Самый крупный интернет-магазин российского мерча Depeche Mode:
https://depechemodeshop.printdirect.ru/
⚜️⚜️⚜️
#depechemode #dmfan #davegahan #depmode #martingore #музыканты #депеш #депешмод #фанаты