Его искали пять лет. Может, и не поймали бы, не напади он на двух школьниц: девочки показались убийце легкой добычей, но он просчитался.
До сих пор никто точно не знает, сколько жизней на совести преступника, которого прозвали «охотником на студенток»: из Кремля пришло распоряжение закрыть дело как можно быстрее, а уже известных убийств вполне хватало на «вышку».
История Бориса Васильевича Гусакова
Родился Гусаков в 1938 году в посёлке Салтыковка Реутовского района Московской области. С детства страдал разного рода психическими заболеваниями. Одной из причин этого стало то, что Гусаков родился в семье алкоголиков, а его родная мать страдала шизофренией и на момент приговора скончалась в психиатрической больнице. Но шла Великая Отечественная война, и на странности Гусакова внимания никто не обращал. Воспитывался бабушкой. В возрасте 3 лет Борис стал свидетелем жуткой сцены: сброшенная немцами бомба убила несколько человек, в том числе девочку-подростка, которой оторвало голову. В дальнейшем на допросах Гусаков говорил, что, совершая нападения на своих жертв, хотел снова пережить сцену, увиденную в детстве. Учился посредственно. Лишился девственности в 15 лет. В 16 лет пережил черепно-мозговую травму с потерей сознания.
Маньяк не имел какой-либо яркой биографии. Он окончил школу, дополнительного образования не получил, отслужил в армии, женился. С женой отношения не складывались — постоянные скандалы, драки, неудовлетворённость. На распри супругов никто не обращал внимания. В послевоенные годы у милиции было больше других забот: нужно было победить преступность, которая возросла вдвое. Время отнимали банды, и бытовые конфликты никого не интересовали.
Работу Гусаков менял часто, пока не стал заведующим фотолабораторией в детском приемнике-распределителе. Он неплохо разбирался в фотографии, это было его увлечением. Однако в какой-то момент в голове молодого человека произошло замыкание, и он решил совершить преступление. Якобы девушка была похожа на ту, что запомнилась ему в детстве. Сознание взрослого быстро восстановило события, добавив к ним сексуальный подтекст. Но та первая пострадавшая смогла от него сбежать, дала отпор. Этот инцидент сломал молодого человека окончательно. И он начал убивать.
В конце декабря 1963 года 25-летний Гусаков совершил первое нападение на девушку в Московском историко-архивном институте. Оно было неудачным, так как жертва оказала ему сопротивление и вырвалась. Когда он выбежал во двор, наряд боевой комсомольской дружины попытался задержать маньяка, но тот скрылся. Тогда высказывалось предположение о том, что нападение совершил «Мосгаз» — маньяк Владимир Ионесян, орудовавший в конце 1963 года в Москве.
Первое убийство он совершил в июне 1964 года, когда ему было 26 лет. Местом преступления стал Томилинский лесопарк в Московской области. Здесь на пути преступника повстречалась 11-летняя Валя Щербакова. Она шла домой из парка аттракционов. Расстроенная тем, что на колесо обозрения не пускают без взрослых, малышка не обращала внимания на прохожих. Не заметила она и странного мужчину, который наблюдал за ней уже давно и длительное время шёл следом.
Выбрав удобный момент, маньяк набросился на девочку, затащив её в ближайшие кусты. Ударил по голове и изнасиловал. В процессе Валя очнулась и начала кричать. Это испугало преступника, но он не бросил жертву. Наоборот, нанёс ей 7 мощных ударов по голове, в результате чего разбил её. Девочка умерла, а убийца, закончив своё дело, скрылся, так никем и не замеченный.
После первого убийства Гусаков притих. Он опасался, что за ним придут, и старался лишний раз не попадать в поле зрения следственных органов. Но политика партии того времени и разруха в МВД сыграли ему на руку. Никто на него не вышел, и Борис смог облегчённо выдохнуть и продолжить охоту в парке.
11 марта 1968 года Гусаков изнасиловал и убил двух студенток-первокурсниц (Ольгу Романову и Елену Красовскую) в «курилке» на чердаке МЭИ. Преступник, убив девушек ударами по голове обрезком стальной водопроводной трубы, положил их тела друг на друга в позу полового акта и занялся мастурбацией, после чего бросил орудие убийства на полу и скрылся. На трубе был обнаружен отпечаток пальца преступника. Выяснилось, что последний раз девушек видели с их однокурсником Олегом Рябковым. Однако его отпечатки пальцев не совпали с отпечатком, оставленным на орудии преступления. На стене чердака МЭИ была обнаружена надпись, адресованная убитым девушкам. В ней упоминались некие Игорь и Сергей. Следствие вышло на двух молодых людей с этими именами, но и их отпечатки пальцев не совпали с отпечатком маньяка.
В апреле 1968 года Гусаков убил 9-летнюю девочку. Затем он напал на влюблённую пару. Перед нападением он ударил тупым предметом молодого человека, а потом убил девушку.
15 мая 1968 года Гусаков познакомился с двумя десятиклассницами из Серпухова. Он предложил им поехать в его загородний дом. Они согласились. Гусаков угостил их конфетами, однако девушки почувствовали странный вкус. Выяснилось, что в конфетах содержалось седативное вещество аминазин, используемое маньяком для того, чтобы подавить волю жертв и вызвать у них апатию. Гусаков набросился на девушек и стал наносить им удары кузнечным зубилом по голове, однако они повалили преступника на землю и вырвались. Маньяк бросился в погоню, однако рядом с местом преступления находился милиционер, который и задержал маньяка.
В 1969 году Борис Гусаков был приговорён к смертной казни через расстрел. Гусаков подал прошение о помиловании, но его отклонили.
В 1970 году приговор был приведён в исполнение.