Несмотря на то, что классическая гитара имеет более простое устройство по сравнению со своими акустическими и электрическими собратьями, этот инструмент требует к себе иной деликатности в обращении. Оттого и выбор струн для классики не лишён своих особенностей и нюансов. Погружение в это дело мы начнём с уже знакомого критерия – материала.
Когда речь идёт о комплектах струн для классической гитары, вводится понятие басов (басовые струны с обмоткой) и голосов или дискантов (верхние струны без обмотки).
Материалы для дискантов
По началу жильные (Gut) струны служили безальтернативным вариантом классических гитаристов, пока в первой половине XX века им на смену не пришёл инновационный нейлон. Однако органическая структура кишок, из которых изготавливаются такие струны, хрупка и чувствительна к температуре и влажности. Уязвимость напрямую сказывается на долговечности этого материала, поэтому в наше время они пользуются спросом среди искушённых эстетов, желающих добиться винтажной теплоты звучания. На практике жильные струны живут не больше пары концертов, а с учётом высокой цены рассматривать их для постоянного домашнего пользования нерационально.
Самым распространённым и доступным материалом сегодня является нейлон (Nylon). Чаще всего сравнивают чистый нейлон (Clear) и ректифицированный (Rectified). Отличительная черта последнего – прохождение механической обработки для калибровки диаметра. Кроме того, струны из ректифицированного нейлона обладают большей долговечностью, но тональной выразительностью сравнимой с жильными, а при наличии текстурной шероховатости не издают ощутимых шумов при игре. Характерная усадка, которая происходит у нейлоновых струн перед тем, как они начнут стабильно держать строй, быстрее проходит именно у Rectified.
Если ректифицированный нейлон настолько хорош по своим параметрам, что находят музыканты в «чистом» аналоге? Дело в том, что, соответствуя названию, струны Clear Nylon имеют наиболее певучее и чистое звучание, по яркости приближённое к вестерн-гитаре.
К нестандартным образцам относятся струны из чёрного и красного нейлона. Не путайте с окрашенными комплектами, речь идёт о струнах с другим составом полимера. Тональные преимущества у таких моделей сомнительные, но, если вы открыты к экспериментам, можете испытать эту экзотику.
Относительно новая японская разработка позволила выпустить на рынок струны из углеродного волокна (Carbon). Струны из карбона (флюорокарбоновые или фтороуглеродные) значительно плотнее нейлоновых, поэтому при меньшей толщине имеют большее натяжение. Среди всех струн для классической гитары карбоновые самые мощные и яркие по звучанию, но стоимость их выше. Несмотря на сравнительную жёсткость, струны Carbon обладают лучшей отзывчивостью.
«На чём же играть?» – спросите вы? Для повседневных занятий и игры в деликатных, классических стилях оптимальный выбор – это нейлон. Если вы играете агрессивные пассажи, для которых важна яркость и чистота звучания, или вам нужно провести концертную сессию, то рекомендуем присмотреться к карбоновым струнам.
Ещё один вид классических струн – титановые (Titanium). Хотя титановыми они называются за их холодный металлический оттенок, служат такие струны дольше чисто нейлоновых за счёт присадочных добавок. Да и плотность их тоже выше, а толщина чуть больше карбоновых. По своим звуковым характеристикам титан является компромиссным вариантом между бархатным тоном нейлона и яркостью карбона с более выраженными «верхами».
Корд басовых струн как правило изготавливают из тех же материалов, что и голоса, но с большим количеством нитей соответствующего материала. Так что следующим пунктом давайте разберём, чем отличаются материалы оплётки.
Свойства материалов оплётки
Первое, что вам следует понимать – это назначение оплётки. В отличие от вестерн-гитар, где материал и обмотка во многом определяют тембр инструмента, у классики эти параметры коррелируют меньше. Так что имейте в виду, что отличия в тоне классических струн могут быть даже незаметны, поэтому опираться нужно и на другие факторы.
Толщина оплётки для классики такая тонкая, что она скорее влияет на понижение высоты звука за счёт увеличения массы, нежели на сам тембр. Как раз из-за тонкости обмотки и её деформации в месте контакта с ладами и порожками большинство классических гитаристов используют крепление с самозатягивающимися узлами. В отличие от новомодных струн с Ball end, конец можно протянуть и сместить места контакта, чтобы ваши струны служили подольше.
Популярный материал – это медь с серебряным напылением (Silver), замедляющим коррозионный износ. Если вы ожидаете от струн приятных тактильных ощущений и длительного сохранения «товарного» вида, то посеребрённая медь станет неплохим выбором.
А что для тех, кому скорее важны яркость и звонкость тона? Попробуйте струны из латуни, которые в магазинах встречаются под названием бронзы (Bronze). В отличие от меди с покрытием, у струн нет напыления, которое облезает и тем самым ухудшает эстетический облик. Однако это свойство может послужить вам неким индикатором степени износа струн.
Следующая на очереди – фосфористая (или фосфорная) бронза (Phosphor Bronse). Вообще обмотка из фосфорной бронзы или латуни считается самой долговечной, сплав меди и фосфида олова ощутимо препятствует окислению металла. По звучанию материал имеет достаточную яркость, но вдобавок у струн появляется теплота, несвойственная обычным Bronze.
По поводу сечения оплётки многого не расскажешь. На рынке чаще представлена круглая, но подороже можно взять полированные струны (Polished). Они быстрее потеряют в яркости звучания, но избавят вас от нежелательных скрипов, шумов от пальцев. Так что на пару непродолжительных сессий или концертов такие струны вполне подойдут.
Также вы можете встретить струны с обмоткой из чистого серебра (Pure Silver). Они превосходят по звучанию все существующие альтернативы, но очень скоро лишаются своих качеств. Такие струны стоит рассматривать только для записи или в рамках одного концерта.
Натяжение, новый параметр в характеристике струн
Натяжение струн (Tension) или жёсткость – один из главных аспектов, с которым вам нужно определяться, учитывая манеру вашей игры. В основном разделяют три уровня натяжения, в некоторых линейках эта градация увеличена до пяти. Здесь понимание того, что вам нужно, приходит с многократным тестированием комплектов, так как даже у одного производителя ощущения от струн из разных серий могут отличаться.
Струны со слабым натяжением (Light / Soft) обычно менее предпочтительны среди музыкантов. Их легче прижимать, а ровный спокойный тембр хорош для утончённой игры, но звучат струны тише из-за неспособности в должной мере раскачать деку гитары. На Light струнах сложнее контролировать высоту и точность звукоизвлечения и делать флажолеты.
Струны жёсткого натяжения (Hard / High) раскрываются при динамичной и агрессивной игре, ведь звучат они ярко и громко. Они лежат относительно высоко от грифа, и с их зажатием могут возникнуть трудности, если вы новичок. Зато у таких струн точнее интонирование, а флажолеты легко извлекаются.
Как нетрудно догадаться, струны со средним натяжением (Medium, Normal) обладают усреднённым значением свойств мягких и жёстких струн. Полностью от лишних призвуков контакта струн с ладами вы не избавитесь, но играть будет комфортно.
Подытожим
Если вы не любите зацикливаться на подборе струн для классической гитары, в первую очередь обращайте внимание на натяжение и материал дискантов. Неискушённым гитаристам и новичкам достаточно будет опробовать несколько комплектов и определиться с собственным «эталоном». Напротив, предпочитаете постоянные поиски и эксперименты в процессе формирования своего тембра? Тогда эта статья вам в помощь! Подумайте, какие из описанных типов струн вам запомнились больше всего и начните с них, или пробуйте все прямо по порядку, дабы не упустить всех нюансов и особенностей разных струн.