В навешиваемых ярлыках нет ничего хорошего. Но в кино и сериалах очевидное сравнение с популярными предшественниками – это, прежде всего, маркетинговый ход, и он хорошо работает. Когда потенциальный зритель читает, что "Манкимэна" называют "Джоном Уиком из индийских трущоб", он сразу понимает, что на экране его ожидает головокружительный экшн и мясорубка, от которой захватывает дух. И неважно, что сюжетно картины совершенно разные, атмосфера и зрительский настрой делают свое дело – разборки в Мумбаи становятся столь же увлекательны, как вояжи Джона Уика по городам Америки, Азии и Европы.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Впрочем, сходство новой картины Дева Пателя и квадрилогии Киану Ривза не ограничивается одними только внутренними ощущениями – в "Манкимэне" действительно многое появилось благодаря "Джону Уику". Я попробовал собрать все отсылки, намеки, пасхалки и случайные пересечения в судьбах Кида и Джона, чтобы дать окончательный ответ на довольно скользкий и потенциально опасный для авторов вопрос – является ли "Манкимэн" плагиатом "Джона Уика" или же серию лент Чада Стахелски можно считать всего лишь источником вдохновения для Пателя и его команды?
Сразу оговорюсь, что по моему мнению, эти внешне похожие картины работают в несколько отличных диапазонах. "Джон Уик" – это чистое упражнение в стиле. Если помните, начинается оригинальная картина с довольно прозаичного повода заглавного героя вернуться к своей убийственной сути – Джону помяли машину и убили собаку. Этого оказалось достаточно, чтобы закрутилась карусель событий, изменивших мир. Такое сценарное решение, по мнению ряда критиков, вообще недостойно экранизации – это не кино и видеоигра с минимумом смысла. "Манкимэн" чуть сложнее, в этой картине у героя более адекватная мотивация, плюс авторы ленты раскрывают вопросы неравенства и кастовых столкновений в современной Индии. Уже прогресс!
Но давайте всё же посмотрим чем схожи герои и их сюжетные арки.
Кид и Джон движимы желанием отомстить
Как я уже отметил выше, Джона Уика на тропу войны вернуло банальное желание поставить на место распоясавшихся молодых бандитов, выросшее из животного чувства мести за погибшего любимого пса. В самом стремлении к возмездию нет ничего плохого, в искусстве этот сюжет эксплуатируется испокон веков – от "Графа Монте-Кристо" до "Убить Билла". Весь вопрос в том, что вызвало эти чувства. Кидом в "Манкимэне" движет ярость к людям, уничтожившим его родную деревню и убившим мать, эмоция гораздо более органичная, нежели "собачья преданность" Уика. Впрочем, по всем законам драматургии, первая искра не так уж и важна. Главное – какой пожар она вызвала.
Кид и Джон практически бессмертны
Стилистика обеих картин подразумевает крайне жестокие противостояния героев с их оппонентами, которые не могут не отразиться на физических кондициях и здоровье персонажей. Другими словами, и Джон Уик, и Кид выхватывают такое количество пулевых и ножевых ранений, пропущенных ударов, ссадин, вывихов и травм, что любой другой реальный человек давно бы отдал богу душу. Но не мстители. И если авторы "Джона Уика" выносливость и неуязвимость убийцы объясняют использованием специальных костюмов, то Дева Пателя, видимо, просто очень любит Шива. Обратите внимание на сходство драматических эпизодов с почти неминуемой гибелью ведущего действующего лица – раненый Кид падает в реку, а Джон с крыши отеля. Да, им после этого пришлось немного отлежаться, но в целом они почти не пострадали.
Кид и Джон одинаково опасны и с оружием, и без него
Во владении самыми разными видами огнестрельного оружия Уик многим киногероям даст фору, и Кид на его фоне, конечно, немного теряется – Джон с пистолетами в руках просто неудержим. Однако и герой Пателя может пострелять, если это требуется, однако, в фильме мы видим, что Манкимэн гораздо увереннее себя чувствует, используя в качестве оружия подручные средства – от металлического подноса до кухонной посуды. Джон тоже может убить карандашом или книгой, но в драках Кида есть какое-то особенное темное очарование – этот парень словно создан для того, чтобы направить в сторону врагов всё, что попадет под руку.
Кид и Джон используют собак в своих миссиях
Любой сценарист знает – хочешь, чтобы зрители полюбили героя, дай ему питомца. И Джон, и Кид в своих картинах так или иначе взаимодействуют с собаками, причем по их отношению к животному заметно, что с псом им комфортнее, чем с людьми. Больше того, теплые чувства к заурядному четвероногому отделяют персонажа от мира роскоши, денег, власти. Для Манкимэна голодный щенок стал помощником, пронесшим в закрытое охраняемое заведение пистолет. Для Уика пес сперва стал причиной для мести, а потом спасенный им питбуль становится ему лучшим другом. Как говорится, чем лучше узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки...
Кид и Джон не ведут счет поверженным соперникам
Современные боевики в большинстве своем ушли от этого старомодного приема, делая упор на реалистичность и достоверность экшн-сцен, но и "Джон Уик", и "Манкимэн" с удовольствием выставляют своих главных героев не просто в неравные поединки, а в настоящие побоища "один против всех". И если Уик обычно с толпой злодеев справляется, расстреливая их, как в тире, из своих пистолетов, то Кид в основном полагается на руки, ноги, голову и то, что попадется на глаза. Главное, что результат одинаковый – десятки трупов устилают дорогу героя к цели. Интересно будет подсчитать, кто из мстителей наиболее кровожаден.
Кид и Джон обращаются за помощью к изгоям
Хотя ведущие персонажи обоих фильмов и являются одиночками, им невозможно выжить в суровом мире без чужой помощи. Но обращаются Кид и Джон не к представителям власти и не к богачам с неистощимыми запасами денег – их сторонники оказываются изгоями, самым низшим классом общества. Герой "Манкимэна" после ранения оказывается спасен представителями касты неприкасаемых (в оригинале это немного другая страта, но об этом сейчас в России писать не рекомендуется), тех, в чью сторону обыватели стараются даже не смотреть. На стороне Джона Уика выступают нищие и бездомные по всему миру, объединенные в единую сеть. Это не самые яркие союзники, но они преданы и по-настоящему опасны.
Кид и Джон противостоят Высшему обществу
И та, и другая картина, пусть и несколько по-разному, но указывает на порочность верхушки общества. В "Манкимэне" классовое разделение населения большой страны становится магистральной темой картины – богачам здесь принадлежат города и деревни, они распутствуют и купаются в роскоши и пороках, пока бедняки голодают и умирают в трущобах. У Джона Уика отношения к общественному неравенству несколько иное, он все-таки порождение капиталистического строя. Но и в "Уике" можно увидеть пренебрежение, с которым показаны члены Высокого Стола, представители Суда и Старейшины – Джон испытывает к ним отвращение.
Кид и Джон делают город своим союзником
Герой Дева Пателя, может, и вырос в глухой деревушке, но стремление к возмездию привело его в Мумбаи, мегаполис, в котором соединяется ультрасовременный даунтаун с бесконечными районами лачуг и трущоб. Точно так же Джон Уик время от времени оказывается, то в пустыне, но в глуши, но в Нью-Йорке, Токио, Париже или Риме он раскрывается ярче. Всё потому, что герои соответствуют месту действия своих историй – как любой современный мегаполис, они энергичны, стремительны, целеустремлены. Экшн на улице демонстрирует нам простую мысль – город на их стороне. На улице они боги. Ни "Континенталь", ни "Куини-клуб" не защитят их врагов.
Кид и Джон ставят точку в своих поисках справедливости
Жизнь далеко не так справедлива, как кино – и "Манкимэн", и "Джон Уик" построены на стремлении главных героев к отмщению, и у них это получается, в отличие от многих реальных жертв несправедливости. Чувство мести не принято восхвалять, но эти две картины не ставят героям в упрек их желание убивать – и личная трагедия, и большая драма разрушения целой деревни в фильмах поданы так, что у зрителя нет никаких сомнений в том, что Кид и Джон должны довести дело до конца. Да, их противники отвратительны, они заслуживают наказания, и кино позволяет зрителю насладиться торжеством достижения цели.
Кид и Джон умирают в финале
В этом есть что-то очень честное – оба персонажа немыслимы вне контекста цели, к которой они стремятся, а потому и Кид, и Джон не могут существовать там, где от них больше не требуется борьба. Именно поэтому "Манкимэн" и "Джон Уик 4" заканчиваются на одной ноте – герой падает, сраженный вражеским оружием. Кид получает предательский удар стилетом, Уика сражает пуля Каина, но и тот и другой закрывают глаза с чувством удовлетворенности тем, что их главный враг тоже оказался повержен. Интересно, что обе картины имеют возможность "отыграть назад" – не исключено, что и Кид, и Джон выжили, а значит, могут вернуться в новых картинах. Герои же не умирают...
Разумеется, заданный мной выше вопрос – всего лишь шутка. Конечно же, "Манкимэн" – не калька с "Джона Уика", а фильм, снятый по законам жанра и лекалам успешного предшественника. Это не проявление плагиата – напротив, это способ набить руку, отточить мастерство, испытать на прочность свои таланты и навыки. Полагаю, что Дев Патель нас еще удивит, продолжив работу на посту сценариста и постановщика. Да и в кадре его будет приятно увидеть – мне кажется, Барбара Брокколи поторопилась с выбором нового актера на место Джеймса Бонда. Из Кида вышел бы отличный Агент 007...
Впрочем, я размечтался – мне же просто хотелось поделиться с вами наблюдениями за тем, как крутые боевики используют одинаковые приемы, чтобы нравиться публике еще больше. И на этом о "Манкимэне" пока всё – следующие тексты будут о чем-то совсем другом, но столь же занятном. Если такие материалы вам интересны, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – тут не бывает скучно. Ну, и подписывайтесь на наш телеграм – мы умеем и короткие заметки выкладывать! Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не обижайте официантов, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: