Найти в Дзене

Как Моцарт шутил о «пятой точке»? Постыдный «туалетный» юмор великого и озорного композитора

Оглавление

Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времён и народов, который за свою короткую жизнь смог сочинить множество красивейших музыкальных композиций, известных всему миру. Несмотря на течение веков, популярность талантливого творца не падает. Наоборот – чем больше людей появляется на белом свете, тем больше растёт число поклонников давно ушедшего гения.

Несмотря на то что некоторые современные режиссёры, биографы и учёные пытаются выставить Моцарта в двух диаметрально противоположных образах: как «озорного гуляку», который большую часть свободного времени проводил в увеселительных заведениях либо как «непробиваемого ханжу», который чурался любой грязи, реальные факты говорят о том, что он скорее был очень тихим, простым и семейным человеком. Более того – глубоко верующим. И вера стала намного сильнее после ухода из жизни в 1786 году его сына — Иоганна.

Как и всегда, истина скрыта где-то посередине. И сегодня можно с уверенностью сказать, что Вольфганг был очень «земным» человеком, со своими достоинствами и недостатками. Именно поэтому очень любил плоские, пошлые и даже «туалетные» шутки, в которых прослыл невероятным мастером.

Известный шутник того времени

В личных переписках Моцарта царит такая «похабщина», что ей мог позавидовать любой разнузданный писатель того времени. К примеру, в переписке с двоюродной сестрой Марианной, когда сам Амадей был ещё юношей, есть следующие формулировки:

  • «О, моя [пятая точка] горит как огонь! Может быть, вся гадость, что я съел, хочет одновременно выйти наружу»?
  • «Я желаю тебе спокойной ночи. Продолжай [слабиться] в свою кровать изо всех сил! И конечно же, попробуй поцеловать себя [в пятую точку]».
  • «Если ты хочешь гладкую кожу, то измажь её [особенным «кремом» биологического происхождения]. Да так, чтобы [«крем»] стекал по подбородку»!

Естественно, в рамках данной статьи, я не посмел привести цитаты дословно. И как это заведено, заменил наиболее «экстравагантные» речевые обороты в квадратные скобки с изменением некоторых слов, но с сохранением смысла.

Разумеется, всё это «юмор из детства», основанный на глубоком доверии между двумя родственниками. Но что интересно: практически все родственники Моцарта переписывались в аналогичном стиле, что составляло свой, отдельно взятый колорит юмора в интеллектуально развитой и высокодуховной семье.

К примеру, известно, что в «родовом гнезде» Моцартов очень любили переиначивать известные фразы. И обязательно с отсылкой на филейную часть человеческого тела или прочие физиологические процессы, которые никак нельзя упоминать в высшем обществе. Ну, хотелось им так расслабиться и снять «официоз» и «напыщенность» – ничего не поделаешь!

Шутки над артистами

Розыгрыши в то время были намного «тоньше» чем сейчас и требовали длительной подготовки. К примеру, Амадей потратил целый год, чтобы написать «Difficile lectu». Но в готовом произведении, которое вышло в 1787 году, была одна особенная фраза, весьма безобидная на вид, но сознательно «подогнанная» под сильный акцент Иоганна Непомука Пайерля – исполнителя главной партии.

Расчёт был верен: оригинал крылатой фразы был приведён на латинском языке и был вставлен в текст в качестве цитаты. Но грубый, немецкий акцент Иоганна сделал своё дело. И на очень важном выступлении, в полнейшей тишине, исковерканная фраза приобрела смысл, что-то типа извечного: «Поцелуй меня в [пятую точку]».

Это был настоящий фурор, и зал буквально взорвался смехом и рукоплесканиями, адресованными автору, но не исполнителю. Сам Пайерля, за свою напыщенность и подчёркнутую нравственность в обществе, получил свою толику позора. Но потом собрался с силами и продолжил выступление.

-2

Шутливые песни

Если вы считаете, что Вольфганг писал исключительно сложную музыку, то вы, скорее всего, не знаете про его шутливую песенку, название которой можно условно перевести как «О, ты ослиный Пайерль!» И если вы внимательно следили за ходом повествования, то должны были заметить, что посвящена она как раз тому известному исполнителю, который был высмеян толпой из-за своего акцента.

Когда для увеселения собиралась «своя компания», Моцарт неизменно заводил эту скабрёзную песню с очень простым мотивом и буквально заставлял всех прочих участников вечеринки громко и весело подпевать. Впрочем, публика была и не против этого, ибо Иоганн нравился далеко не всем.

Но Пайерль – не единственный человек, который попал под особое творчество известного композитора. К примеру, друг Моцарта – Йозеф Лойтгеба, получил бесценную рукопись со словами к предстоящему концерту, в котором фраза одного из персонажей, которая при классическом исполнении звучала благопристойно, в виде шутки была переиначена на что-то типа следующего текста: «Вылизывай мою [пятую точку] очень хорошо, ибо каждый вылизывает мою [пятую точку] для себя!» Естественно, Лойтгеб заметил подмену ещё при первом прочтении рукописи. И судя по всему, очень хорошо посмеялся над изобретательством своего давнего товарища!

Данная рукопись стала достоянием общественности только потому, что после смерти великого композитора его супруга Констанце продала оригинал изданию «Breitkopf & Härtel». И обнаружение «лёгкой нестыковки» с оригинальным текстом вызвало настоящий фурор в обществе!

-3

Озорная жилка великого композитора

К большому сожалению, непревзойдённый талант композитора словно бы ставит табу на обсуждение подобных вещей – плоского и даже «туалетного» юмора. Явление не новое, да и не только к Моцарту относящееся.

Тот же бывший премьер-министр Великобритании – Маргарет Тэтчер, наотрез отказывалась верить, что человек, из-под пера которого выходила столь возвышенная музыка, мог позволить себе отпускать столь плоские шутки. Скандал разразился тогда, когда один из английских режиссёров попытался поставить пьесу «Амадей» по оригиналу Вольфганга, отчего подвергся жёсткой критике со стороны высокопоставленного лица.

К большому сожалению, в этом и заключается фундаментальная ошибка современников – в попытке «канонизировать» излюбленных деятелей культуры прошлых эпох. Но Моцарт ушёл всего в 35 лет! И, несмотря на то что искренне любил свою семью и регулярно посещал церковь, его озорная, иногда не сильно благообразная, «озорная жилка» всё-таки где-то «билась» и «пульсировала» в необъятной душе известного композитора, став неотъемлемой частью его таланта.

Но современные исследователи жизненного пути Вольфганга были готовы придумать всё что угодно, лишь бы образ композитора остался «непререкаемым и чистым». К примеру, особо ретивые поклонники чистоты и нравственности буквально заставили некоторых медицинских экспертов официально предположить, что творец страдал синдромом Туретта и попросту не мог контролировать рвущиеся из него потоки злословия...

… Благо, что есть независимые учёные, которые решительно опровергают «подкупленные доводы» и принимают Моцарта таким, каким он был на самом деле – гениальным и очень земным.

Не забудьте нажать лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации.