Коллекция социально-политического плаката Музея политической истории России дает возможность увидеть и осмыслить не только стилистические изменения языка плаката разных лет, но и отличия в расстановке акцентов, показе отношения к солдату и войне, характерные для каждого этапа развития искусства политической графики.
С началом Великой Отечественной войны художники создали запоминающийся обобщенный образ воина, который храбро сражается за правое дело до последней капли крови и уверен в своей правоте и силе страны. Вслед за первыми военными успехами, особенно после Курской битвы, в образе советского солдата суровость уступает место собранности, появляется ощущение военного и морального превосходства над врагом.
Особое место занимает в плакатах этого времени новая тема – совместная с Великобританией и США борьба с общим врагом. Никогда прежде и никогда после того советская пропаганда не допускала появления изображения положительного образа иностранного героя. Так, в плакате В. Б. Пинчука «Единым ударом!» представлена сцена удивительного единения трех держав антигитлеровской коалиции, одновременно наносящих удар по фюреру.
Плакатам, изданным к празднику Победы советского народа над нацизмом, свойственен пафос утверждения военных успехов, торжества правого дела. Это относится к работам В. Б. Корецкого, В. Н. Селиванова, М. А. Нестеровой. Праздничные листы, прославляющие армию, партию, народ, изображающие стяги и ордена, улыбки и радость на лицах, характеризуются чрезмерной декоративностью, пышностью, блеском.
Победа в плакатах представлялась как новая весна, новая жизнь для всего человечества. Впервые такой лирический взгляд появляется в плакате В. С. Иванова с изображением приветствия в только что освобожденном городе солдата-героя «Ты вернул нам жизнь!» и работе В. С. Слыщенко «С победой!», где на фоне салюта показана радостная встреча солдата-фронтовика с женой и сыном. При этом как шрифтовое, так и композиционное построение плаката характеризуется полным отсутствием разнообразия – все идентично, как штамп.
Подобный пафос рождает и особый тип плаката – образ воина-победителя и символический его вариант – освободитель Европы от гитлеровской агрессии. Герой-победитель, возвышающийся на танке над Бранденбургскими воротами, представлен в плакате «Слава победителям!», художники М. А. Гордон, Л. Н. Орехов, Л. Г. Петров. Воин демонстрирует абсолютную уверенность и молодецкую лихость. Плакат сочетает в себе как авангардные художественные приемы, такие как включенность текста в рисунок, диагональное построение композиции, так и ставшие классическими – «рукописный» шрифт и изобилие красного цвета.
В итоге образ советского бойца оставался почти неизменным – бодрый и уверенный взгляд солдата, награды на его груди, салют и главное – нет следа трагедии, тяжести и горя, оставленных войной.
Праздник в честь Победы над фашизмом был введён в СССР в 1945 г. и отмечался лишь до 1948 г. В дальнейшем после длительного перерыва он широко был отпразднован в Советском Союзе только в 1965 г., и с тех пор отмечается ежегодно. Естественно, что и плакат к праздничным годовщинам практически исчезает из государственного заказа сразу после Победы.
Для эпохи Л. И. Брежнева характерной стала художественная стилистика, основу которой составляли чрезмерно контрастные, насыщенные, неестественные цвета и простая, иногда даже примитивная композиция – В. И. Островский «Слава народу – победителю!» 1970 г.
И только плакаты периода перестройки сменили ракурс рассмотрения образа солдата Победы – в них появляется тема трагедии, жертвенности и забвения прошлого. Морщины, усталость, непростой жизненный опыт отразились на лице героя плаката А. В. Лозенко «Этот день мы приближали, как могли…», а дымящаяся сигарета добавляет реальности, приближенности к жизни солдата, изменяет восприятие праздничной юбилейной даты.
Авторы плакатов стали чаще использовать в своих работах реальные снимки 1940-х гг., стремясь на фоне развернувшейся кампании «гласности» продемонстрировать правду о прошедших событиях и эпохе: В. В. Жуков. «На вечную память от Ивана 9.05.45 г.»; А. Г. Ваганов. «Слава!».
Художники поднимают и вопрос о сохранении памяти и передаче знаний об истории страны следующему поколению, как это сделал Е. Соколов в плакате «Воевал солдат на славу, чтобы не было войны!». Автор показал мальчика, стоящего у шкафа, где висит старая военная гимнастерка с медалями.
И впервые в этот период художники-плакатисты призывают задуматься о жертве, которую пришлось принести за свободу и независимость страны. Плакатист В. А. Шестаков наполнил свою работу «Помните!» чертами восприятия войны как трагедии. На черном фоне морщинистые старушечьи руки держат фотографию молодого солдата, наверху листа помещен текст: «Каждый день мира оплачен двадцатью миллионами жизней советских людей!».
Авторы, создающие сегодня плакаты на тему Победы, не только отдают дань памяти павшим воинам и ветеранам, но и обращаются к современникам с призывом сохранять мир, не забывать трагические уроки прошлого.
Алексей БОЙКО, кандидат искусствоведения.