Найти тему
Уходящая натура

Сказ про то, как я пыталась помочь музею атрибутировать картину

В одной из социальных сетей я веду альбом, посвящённый русскому купечеству. Когда я его открыла, материал планировала искать в интернете. Поначалу живописных портретов было откровенно мало. Интернет – штука хорошая, но, порой, выковырять из него полезную информацию бывает сложно. Поэтому я подключила посещение картинных галерей и краеведческих музеев везде, где бываю (благо, я это люблю), ибо в интернете есть не всё. И о предпринимателях какого-нибудь небольшого города нашей необъятной страны в интернете никакой информации не найдёшь. Если только когда-нибудь потом случайно не выскочит.

Не так давно я побывала в музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина в городе Иваново. Основал его тот самый Дмитрий Геннадьевич Бурылин, фабрикант, меценат и коллекционер из купеческой династии города Иваново-Вознесенска, чьё имя носит музей. Хранится его коллекция в трёх зданиях города: Музее ситца города Иваново, собственно Музее промышленности и искусства и Картинной галерее. Все три музея я посетила. В коллекции есть несколько портретов местных купцов. Всё, что было представлено в экспозиции, и меня заинтересовало, я сфотографировала. Кое-что потом нашла всё в том же поисковике лучшего качества.

Среди экспонатов музея Д. Г. Бурылина был и этот портрет:

Н. Д. Мыльников. Портрет купца Петра Мефодьевича Гарелина (1788-1844). 1840. Музей промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина, Иваново.
Н. Д. Мыльников. Портрет купца Петра Мефодьевича Гарелина (1788-1844). 1840. Музей промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина, Иваново.

Изображение приличного качества я нашла на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ. Надо сказать, что на нём можно посмотреть экспозиции многих музеев страны. По проекту здесь должны быть представлены все музейные фонды.

Немного о купцах Гарелиных: Гарелины происходили из крепостных крестьян графа Петра Борисовича Шереметева, во владении которого было село Иваново, перешедшее ему от князей Черкасских (приданое его жены Варвары Алексеевны). Они-то и основали мануфактурную промышленность в тогда ещё Иваново-Вознесенске.

Сначала производство было небольшим, набивали масляными красками рисунок по холсту. Фактически производство имело домашний характер. Только в 1751 году Михаил Ямановский, Иван Матвеевич Гарелин (дед изображённого на портрете Петра Мефодиевича) и Иван Грачёв основали предприятие для производства набивки. В этот период времени в России ещё не существовало понятия ситценабивного производства. Но уже через несколько месяцев набоечная фабрика, которая была основана И. М. Гарелиным, начала превращаться в ситценабивную. Дальше развивал производство сын Мефодий Гарелин. Сначала набойка по бумажным тканям делалась по бухарским и индийским тканям, завозившимся из Гандурино (село в Астраханской области), а позже и из Астрахани. В 1785 году на фабрике начали красить ткани в синий цвет. С 1788 года стали приобретать бумажную вязь у московских ткачей-фабрикантов, но основная закупка производилась в Петербурге, где впервые встречается название миткаль. В 1817 году производственное предприятие Гарелина занимало третье место по величине, уступая фабрике В. Е. Грачёвой и крестьянина Михаила Ивановича Ямановского, который принадлежал графу Шереметеву. После смерти Мефодия дело перешло его сыновьям Петру и Никону Мефодиевичам. Пётр ещё при жизни отца помогал ему в управлении фабрикой, сам же Мефодий занимался лишь торговлей. В 1829 году иностранцы красили на фабрике бумагу и миткаль в адриапольский цвет (ярко-красный). К 1832 году на предприятие появляется первая паровая машина. Фабрика имела чистой прибыли около 46 000 рублей!

Около 1828 года братья Гарелины выкупились на свободу, заплатив графу Шереметеву за предоставленную им «волю» 25 тысяч рублей, и записались в купечество. Это очень кратко.

Разместила я эту картину в альбоме, ищу дальше портреты купцов в интернете. Прошло время.

В один из таких поисков натыкаюсь на эту работу:

Неизвестный художник 1 п. XIX в. Портрет купца Горелика. Новгородский Государственный объединённый музей-заповедник.
Неизвестный художник 1 п. XIX в. Портрет купца Горелика. Новгородский Государственный объединённый музей-заповедник.

И тоже на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Стоп! Где-то я это лицо уже видела! Стала вспоминать, искать, нашла – купец Гарелин, Музей Бурылина в Иваново. И художник известен.

Гарелин и Горелик
Гарелин и Горелик

А этот мужчина – купец Горелик. Гарелин, Горелик… Созвучно, не правда ли? Правда имя художника не известно, но это не страшно. Это могла быть авторская копия, а может быть копия менее известного художника. Стала рассматривать изображённых купцов: поза фигуры – такая же, лицо – очень похоже (форма головы, бровей, глаз, носа, бороды, губ, наконец, типаж старения!), причёска – та же, медаль на шее – та же, и главное – белая рубаха в редкую вертикальную полоску! Ну он же, он!!! На втором портрете мешки под глазами видны более отчётливо, но вторая работа темнее. Если снять слой потемневшего лака, думаю, работа будет такой же яркой, как и работа из Ивановского музея. Смущает место нахождение второго портрета – Великий Новгород! Около 900 км – не шутка! Как второй портрет мог попасть туда? Не известно. Пока не поговоришь с научными сотрудникоми, не узнаешь. Если они сами знают, откуда этот портрет.

Сначала я написала о своих догадках на электронную почту сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ. Ну, думаю, дадут мне грамоту за оказанную помощь! Ага! Тишина! Затем в музей Великого Новгорода. «Я же молодец! Я атрибутировала им работу!!!» – всё ещё думала я. Помню, в советское время в журналах, посвящённых искусству, научные работники писали целые научные труды о раскрытии тайны портретируемого, были задействованы люди, аппаратура. А помните цикл передач Ираклия Андроникова, известного «Лермонтоведа»? А тут я! И снова тишина... Тогда я написала в музей в Иваново. Ну, может, они заинтересуются картиной-двойником? Нет. Опять тишина. Все молчат! Поделилась на работе этой информацией. А мне говорят: «Да всё они знают! Ты думаешь, это так легко переделать каталог? Присвоить другой инвентарный номер?». А кто-то сказал, что мужчины с портретов вообще не похожи! Ну, это надо быть слепцом! Никому ничего не надо. Кто-нибудь мог бы написать: «Мадам, мы знаем оба портрета. Не суетитесь!». Но ведь нет. Глухая стена...

На этом моя эпопея с портретами-двойниками закончилась. А вопросы остались:

Права ли я, что это один и тот же человек? И как второй портрет попал в Великий Новгород? Потомки туда уехали? Украли, продали, реквизировали?

А как вы считаете: это один и тот же человек или разные люди?

Если вам понравилась статья, оставляйте свои комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!