Найти тему

Символ мечты и воплощение мужества

Именно благодаря Байкало-Амурской магистрали стал возможен нынешний разворот на Восток.

В апреле 1974-го в СССР началось полномасштабное строительство Байкало-Амурской железной дороги. Общая её протяжённость составила 4300 километров. Магистраль пересекает три часовых пояса и шесть российских регионов – Иркутскую, Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию и Хабаровский край.

А ещё она пересекает судьбы более двух миллионов человек, принявших участие в строительстве БАМа. В их числе и десятки тысяч военнослужащих. В советские времена в строительстве БАМа принимали участие два корпуса Железнодорожных войск. В Чегдомыне и Тынде были развёрнуты штабы объединений. С 1974 по 1989 год батальонами ЖДВ было с нуля сооружено 1227 мостов и переходов, уложено около 1,5 тысячи километров главного железнодорожного пути – почти треть БАМа! Так что история этой грандиозной стройки – это и история наших Вооружённых Сил…
Потому и присутствие людей в погонах в Кремле, на встрече Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева с ветеранами-строителями и работниками Байкало-Амурской железнодорожной магистрали по случаю 50-летия с начала её строительства, было вполне закономерным.
– Это одна из крупнейших железнодорожных артерий мира, настоящая дорога будущего, – сказал Президент России, открывая встречу. – И конечно, для многих из тех, кто реализовывал этот проект, – тогда говорили, и сейчас это можно подтвердить, – символ мечты и романтических устремлений целого поколения. БАМ – это и воплощение колоссального труда, мужества двух миллионов совсем молодых людей со всего Советского Союза. Они осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории.
Более того, сегодня мы видим, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Наша страна, по словам Владимира Путина, получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану.
– Прямо можно сказать, что разворот на Восток на текущем этапе стал возможен именно благодаря Байкало-Амурской магистрали, – подчеркнул глава государства, тепло поздравив участников встречи с 50-летием начала строительства БАМа. – И здесь прежде всего хотел бы сказать про ветеранов железнодорожной отрасли, строительной отрасли, Железнодорожных войск. Хочу поздравить с этим ваших родных, близких, друзей, коллег и сослуживцев, которые вместе с вами разделяли и невзгоды, и победы. Всё было у вас, – сейчас обращаюсь как раз к ветеранам, – всё было, и песни у костров, но самое-то главное – тяжёлая работа. Низкий поклон всем, кто рядом с вами работал на БАМе, за тот трудовой подвиг, который вы все совершили, за то, что в непростые времена, в 90-е годы прошлого века, вы остались верны делу своей жизни, сохранили рабочие коллективы, обеспечили надёжную работу БАМа.
Самые тёплые слова Владимир Путин адресовал и всем, кто сегодня живёт, трудится на БАМе, продолжает славные традиции первопроходцев, занимается реконструкцией, развитием и обслуживанием этой важнейшей железнодорожной магистрали. В знак благодарности и признательности за доблестный труд и в связи с 50-летием начала строительства БАМа Президент России подписал указ о награждении ветеранов и работников строительной и железнодорожной отрасли высокими государственными наградами. В их числе и представители военного ведомства – главный инспектор Управления генеральных инспекторов Министерства обороны РФ генерал-полковник Григорий Когатько, который на протяжении многих лет возглавлял ЖДВ (на БАМ в 1977 году он был направлен командиром отдельной железнодорожной бригады), ведущий инженер отдела управления Железнодорожных войск Восточного военного округа Александр Якимов, подполковник Алексей Волков, старший лейтенант Александр Толкачёв, сержант Артём Стрельцов.

Строители БАМа осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории

Присутствие на этой встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева тоже было вполне логичным. Его отец, Гейдар Алиевич Алиев, сыграл особую роль в истории БАМа. В качестве первого заместителя председателя Совета министров СССР он курировал строительство Байкало-Амурской магистрали и сделал всё возможное, чтобы этот сложнейший проект состоялся.
– В этом ему помог колоссальный объём знаний и опыта, управленческий талант, способность решать самые сложные задачи и, конечно, особые личные качества, прежде всего заботливое, уважительное отношение к людям, с которыми он работал и решал эти колоссальные задачи, – подчеркнул Владимир Путин. – Он сам ездил по объектам БАМа, общался со строителями и жителями новых посёлков и городов. К нему можно было, что называется, запросто подойти, рассказать о своих проблемах, обсудить текущие вопросы…
При поддержке Гейдара Алиева азербайджанские проектировщики и строители возвели на БАМе два посёлка с вокзальными комплексами – Улькан и Ангоя. А сейчас они принимают участие в реконструкции и модернизации участков Байкало-Амурской магистрали в Хабаровском крае и Якутии.
Историческому значению БАМа сегодня соответствует и другое направление российско-азербайджанского сотрудничества.
– Речь о развитии транспортного коридора «Север – Юг», – отметил Владимир Путин. – Фактически он соединяет Северный морской путь с Персидским заливом, или, так скажем, может и должен будет соединить. Как и БАМ, который стал подлинно всесоюзной стройкой, был призван служить интересам всех республик Союза, транспортный коридор «Север – Юг» должен стать примером самой широкой международной кооперации. Речь о формировании новых логистических маршрутов в целях ускоренного экономического, социального развития стран Евразии и глобального Юга.
Президент России пригласил все заинтересованные государства к участию в этом проекте, рассчитывая, что в нём обязательно будут востребованы лучшие, проверенные временем традиции дружбы и взаимопомощи строителей БАМа – людей самых разных национальностей, объединённых общей целью.
Правительством РФ уже утверждены планы комплексного социально-экономического развития таких ключевых городов БАМа, как Тында, Северобайкальск, Нерюнгри, Комсомольск-на-Амуре. Речь идёт о масштабном обновлении и развитии их транспортной инфраструктуры, ЖКХ, капитальном ремонте и строительстве школ, больниц, детских садов, спортивных объектов. Разумеется, будут возводить и новое жильё, в целом создавать достойные условия для тех, кто живёт и работает на БАМе.
Это актуально и в связи с тем, что полным ходом идёт строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали. Сегодня это задача особой государственной важности. Ещё летом 2021 года на совещании, посвящённом ходу работ на БАМе, генерал армии Сергей Шойгу заявил, что реконструкция восточной ветки обусловлена острой экономической необходимостью и темпы работ снижать нельзя. «Важность проекта обусловлена острой необходимостью увеличить пропускную способность БАМа для повышения экономического потенциала страны», – сказал тогда министр обороны России. Он напомнил, что военное ведомство принимает участие в масштабной реконструкции БАМа по поручению Президента Российской Федерации и что Железнодорожным войскам поручен самый сложный участок магистрали – от станции Улак до станции Февральск протяжённостью 340 километров.
Его строительством занимаются сегодня военнослужащие трёх железнодорожных бригад ЦВО. Работа поистине героическая, поскольку здесь, в Приамурье, сплошь топи да болота. Горные хребты разрезают более десятка крупных рек…
В наше прагматичное время задачи такой сложности способна решить только армия. И она их решает. Для этого у военных железнодорожников есть и высококвалифицированные специалисты, и соответствующая техника. А к трудностям им не привыкать. Потому нет никаких сомнений, что в рамках стратегического развития транспортной инфраструктуры и улучшения железнодорожных путей России БАМ-2 будет достроен.

Владимир МОХОВ, «Красная звезда»