Найти тему
Деньги 24

На холодное потянуло. Мороженщики в ожидании суперприбыли

Которым так приятно порадовать себя в жаркую погоду. А ведь синоптики предупреждают, что предстоящее лето может стать самым жарким за всю историю метеонаблюдений. Следовательно и спрос на мороженое обещает быть повышенным. Хотя куда уже выше! Согласно данным национального союза производителей молока, в прошлом году продажи мороженого поставили рекорды - 517 тысяч тонн. Они выросли на 11%, по сравнению с относительно провальным 2022 годом и превысили показатели докризисного 2021 года.

Источник: "Союзмолоко"
Источник: "Союзмолоко"

Участники рынка уверены - в этом году отрасль сможет поставить новые рекорды - как по производству, так и по продажам мороженого. Дополнительным импульсом для развития являются планы отечественных компаний нарастить экспорт мороженого. Перспективы завораживают, но с какими проблемами могут столкнуться российские производители? И как это все отразится на ценах? Об этом и поговорим.

Мороженое - это продукт сезонный. Большая часть его потребления приходится на летние месяцы. При этом его производство в прошлом году поставило рекорд - почти 530 тысяч тонн. Но, согласно расчетам Россельхозбанка - мы чёт недоедаем.

Источник: "Россельхозбанк"
Источник: "Россельхозбанк"

Три года назад каждый житель страны, в среднем, потреблял три с половиной килограмма мороженого. В 2022 этот показатель просел, а в прошлом году отыграл лишь мизерную часть потерь. Но, эксперты отрасли уверены - к 2030 году ежегодное потребление мороженого вырастет почти до четырёх с половиной килограмма на человека. Откуда такие позитивные прогнозы? Во-первых, из-за климата. По всем прогнозам средние температуры в ближайшие годы - не только летом, но и в другие времена года - будут расти.

-4

Теплая погода - главный фактор потребления мороженого. Во-вторых, санкционный фактор - на фоне просадки заграничного туризма все больше россиян отдыхает дома, ни в чем себе не отказывая, в том числе и в мороженом. Ну и третий момент - демографический. Проверенная временем классика - стаканчик, эскимо, лакомка - нынче формат старперский. То есть для потребителей за 30.

-5

Современная молодежь, создает спрос на новые виды привычного десерта - сорбет, фруктовый лед и даже мороженое с низким содержанием или даже отсутствием сахара. ЗОЖ и все такое. То есть производители будут искать новые формы, а потребитель пробовать и выбирать.

-6

Еще один серьезный фактор роста всей отрасли - экспорт. На него участники рынка делают серьезную ставку. Из-за санкций главные рынки сбыта изменились. У нас в топ-5 производителей - две компании из недружественных стран. И раньше часть произведенной на нашем рынке рынке продукции они отгружали в родные для себя США, Канаду и ЕС. Из-за санкций они прекратили это делать. Экспорт просел.

-7

Если в 2021 году мы продали в другие страны 33 тысячи тонн мороженого на 86 млн долларов, то в 2022 году - в два раза меньше в количественном и на треть меньше в денежном выражении. В прошлом году падение продолжилось, но его темпы снизились - за счет новых рынков сбыта.

Источник: "Агроэкспорт"
Источник: "Агроэкспорт"

Как говорят участники рынка - все внимание на Китай. Как никак - полтора миллиарда потенциальных потребителей. Ну и Африка - самый жаркий континент, на котором Россия активно наращивает свое присутствие. В том числе - за счет мороженого.

Ну а теперь - о ключевых рисках этого рынка. Первый - это сырье. Сахар, шоколад, наполнители, молочные компоненты. Что-то отечественное, часть - импорт. Второй - оборудование и запчасти. Многое тоже везут из-за рубежа, так что наши мороженщики, как ни крути, зависят от курса валют. Но большая часть ценовых шоков, как говорят участники рынка уже отыграна.

Согласно данным Росстата, если в 2021 году килограмм сливочного мороженого в среднем стоил 484 рубля, то в 2022 уже на 20 процентов дороже. В 2023 году ценник уже вплотную приблизился к отметке в 700 рублей за килограмм, а в этом уже успел этот уровень перешагнуть.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

И к сожалению, цены в этом году также будут расти. В среднем где-то на 5-10%. Одна из главных причин - новые правила маркировки мороженого. Сейчас оно маркируется партиями. Но со следующего года стикер “Честного знака” со всей информацией о продукте должен располагаться на каждом отдельно взятом мороженом.

-10

А для этого нужно закупить оборудование, стикеры и прочее. И с одной стороны это хорошо - маркировка нужна чтобы победить контрафакт. С другой стороны - мы же за это и заплатим.

Подытожим. Производство мороженого будет расти. Рынок, большей частью, стал отечественный. Наши компании хотят активно осваивать международные рынки. Но вот цены… тут как всегда. Одно успокаивает. Согласно опросу Statista Global Consumer - мы мировые лидеры по потреблению мороженого. А значит, рынок высококонкурентный. И это хорошо.

Потому что несмотря на все проблемы у производителей просто нет выбора кроме как делать для нас качественный продукт за вменяемые деньги.