Десятый регион России вводит ограничения для иностранных граждан, желающих работать в качестве водителей такси и автобусов. Теперь даже обладателям патента будет запрещено работать в сфере перевозок. Какие последствия это может повлечь за собой для транспортной отрасли России, выяснили журналисты издания «НИ».
Теперь работа в сфере транспорта по патенту стала невозможной. Власти Новгородской области запретили иностранным гражданам, обладающим патентом, работать в качестве водителей такси, автобусов и заниматься продажей алкоголя. Соответствующий указ подписал губернатор Андрей Никитин.
Работодателям предстоит уволить всех мигрантов из указанных отраслей до 26 июня. Однако существуют исключения: запрет не распространяется на работников, обладающих видом на жительство или временной регистрацией в регионе, а также на граждан стран — членов Евразийского экономического союза.
«Документ принят с учетом рекомендаций МВД с целью нормализации рынка труда, стабилизации миграционной обстановки и предотвращения преступлений экстремистской и террористической направленности на территории региона». До этого запрет на работу мигрантов в отдельных сферах ввели в Челябинской, Магаданской, Калининградской, Тульской, Новосибирской, Тюменской и Калужской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Якутии. Также запрет на привлечение иностранных граждан на основе патентов в легковое такси и арендованные легковые автомобили установил и. о. губернатор Нижегородской области А. Гнеушев.
В указе, запрещающем принимать иностранных граждан на работу в такси и общественный транспорт в Новгородской области, говорится следующее:
«Всем работодателям региона, занимающимся указанными видами экономической деятельности, необходимо до 26 июня 2024 года уволить иностранных работников, занятых по патентам».
Как будет происходить увольнение таксистов и водителей-мигрантов
Возникает вопрос: каким образом будет осуществляться процесс увольнения? И сколько таксистов и водителей общественного транспорта потеряет регион?
Что касается государственных учреждений, регулирующих работу общественного транспорта, здесь всё довольно просто. Если у работника отсутствует гражданство, вид на жительство или временная регистрация, и он не является гражданином страны — члена Евразийского экономического союза, ему просто откажут в трудоустройстве на основе указа губернатора.
С таксистами ситуация сложнее. Как пояснили представители Министерства транспорта Новгородской области, в реестре такси региона зарегистрировано 1 275 автомобилей. Однако заказы обрабатываются через сервис «Яндекс Такси».
В Новгородской области действуют два крупных перевозчика — ООО «Виса» и «Авто Новгород». Однако это служба заказов такси. Она передает заказы перевозчикам, которые в свою очередь распределяют их между таксистами. Точное количество таксистов никто не знает, поскольку эта деятельность не контролируется государственными органами. Следовательно, регулирование количества иностранных работников станет крайне сложной задачей. По меньшей мере, официальные цифры в регионе не предоставлены.
В Министерстве транспорта Челябинской области ситуация аналогична. Также заказы такси передаются частникам, которые самостоятельно нанимают водителей. Возникает вопрос: кто и как будет контролировать трудоустройство мигрантов в такси? Вероятно, это станет инициативой перевозчиков.
«Это явно политический шаг. Его цель — снизить напряженность в обществе относительно мигрантов. Многие сейчас недовольны дисбалансами в миграционном законодательстве. Но такой шаг может оказаться эффективным: в регионы, где введены подобные запреты, мигранты, возможно, не станут приезжать», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
Возникает и юридический вопрос. Федеральный закон разрешает иностранным гражданам в России работу по патенту. Региональные же законы теперь запрещают работу на транспорте только по патенту. Нет ли тут противоречия?
«Противоречий нет. В законодательстве есть акты, которые находятся в совместном ведении федеральных властей и регионов. Главным документом является, безусловно, Трудовой кодекс. Однако статья 72, п. 1 Конституции говорит о том, что в совместном ведении может быть административное и трудовое законодательство. То есть субъекты федерации вправе регулировать трудовое право и принимать свои нормативные акты по трудовым отношениям», — пояснила «НИ» адвокат по гражданскому праву Любовь Гончарова.
Это означает, что официальные правовые документы, запрещающие иностранным гражданам работать в такси и на общественном транспорте без патента, являются законными и обязательными.
Реакция на инициативы губернаторов по запрету мигрантов работать в такси и общественном транспорте уже вызвала обсуждения в социальных сетях. Некоторые пользователи поддерживают такие меры, выражая усталость от поездок с водителями, не знающими город и язык. Однако другие сомневаются в эффективности запрета, предполагая, что мигранты просто найдут другие способы трудоустройства.
Эксперты автомобильной отрасли отмечают дефицит водителей общественного транспорта в регионах, достигающий 30% и даже половину в некоторых городах. В результате новые автобусы часто стоят без дела из-за нехватки персонала. Некоторые города, такие как Саратов и Вологда, пытаются решить проблему, приглашая сельских водителей заменить недостающих кадров в городском транспорте.
Отсутствие мигрантов в такси и общественном транспорте может привести к росту цен на услуги. Специалисты предупреждают о возможном увеличении времени ожидания общественного транспорта из-за недостатка водителей. Это также может повлиять на автобусные маршруты и качество обслуживания пассажиров.
Различные мнения высказываются относительно эффективности запрета на работу мигрантов. Некоторые считают, что ужесточение контроля над их трудоустройством было бы более эффективным решением, чем полное избавление от них. Однако, в любом случае, решения региональных властей могут повлиять на потребителей в ближайшем будущем.