The Downfall of Númenor
| вариант перевода Падение Нуменора) – событие, послужившее причиной уничтожения самого могущественного государства людей Второй Эпохи, а также исчезновения королевства Валар – Валинора.
В «Заметках об орэ» Толкин называет это событие вторым падением людей, а в «Фрагментах об эльфийской реинкарнации» – Нуменорской катастрофой.
В «Письме 276» Толкин писал следующее:
«Нуменор – это моя личная переделка мифа об Атлантиде и/или традиции, и попытка согласовать его с моей общей мифологией. Из всех мифических или «архетипических» образов этот наиболее глубоко укоренён в моем воображении; на протяжении многих лет мне снился вновь и вновь повторяющийся сон про Атлантиду: громадная, неотвратимая волна надвигалась из Моря или накатывала на землю, порою погружённую во тьму, порою зелёную и солнечную.»
В «Письме 131», Толкин делит падение Нуменора во зло на три фазы:
- первая – добровольное повиновение Запрету Валар;
- вторая – нарастание недовольства и мятежа нуменорцев против Запрета;
- третья – открытый бунт нуменорцев и поклонение злу.
Предыстория
За помощь в Войне против Мелькора Валар даровали людям-эдайн остров Эленна, при том им был возвращён (как праведникам) изначальный срок жизни по замыслу Эру (200-300 лет) и неподвластность болезням. Но лишь один Запрет Валар наказали эдайн – никогда не плавать в Аман.
В 32 В. Э. эдайн переселились на остров и стали зваться дунэдайн (синд. Эдайн Запада), хотя чаще их звали нуменорцами, от названия их государства – Нуменора. Первым королём стал Элрос, сын Эарендиля Полуэльфа; лишь потомки этого рода правили Нуменором впоследствии.
Тем людям, что жили в Средиземье, нуменорцы стали благодетелями и покровителями, многому обучая и помогая. С эльфами, в особенности Верховным королём нолдор-изгнанников, Гиль-галадом, нуменорцы и их короли сдружились в 600 В. Э.
Многие годы после этого Нуменор и его народ благоденствовали и их мощь возрастала. Нуменорцы любили плавать по морям и исследовать неведомые дальние земли. У них был могучий и огромный Флот, который, в 1700 В. Э. прибыл в Средиземье на помощь Гиль-галаду и разгромил войска Саурона. Последний, бежав в Мордор, затаил на нуменорцев ненависть и поклялся отомстить. Тем не менее, Саурон показываться на западе не осмеливался, так как опасался мощи нуменорцев, которые с 1800 В. Э. стали создавать в Средиземье постоянные поселения.
Восстание нуменорцев
С возрастанием могущества нуменорцев росла их жажда более долгой жизни и недовольство запретом Валар на путешествие в Бессмертные Земли.
Уже король Тар-Минастир, который пришёл на помощь Гиль-галаду, завидовал эльфам, и во времена его правления (~1700 В. Э. - 1869 В. Э. ) тоска из-за страха смерти пришла к нуменорцам.
Сын Минастира, Тар-Кирьятан, принудил отца отдать ему власть. При его правлении нуменорцы стали совершать грабительские рейды в Средиземье, угнетая его жителей. Сын Кирьятана, Тар-Атанамир, вступивший на престол в 2029 В. Э., не слишком отличался от отца. При его правлении на людей Средиземья налагалась тяжёлая дань, а нуменорцы начали разделяться на Верных (выступающих за дружбу с эльдар и повиновение Валар) и Людей Короля (большинство нуменорцев, жаждущих бессмертия). Нуменорцы стали открыто роптать против Запрета, говоря о несправедливости своей судьбы. Эти вести дошли до Манвэ, и тот послал Вестников с посланием к королю Тар-Атанамиру. Они сказали, что бессмертие жителей Валинора лишь часть природы их самих, а в самой земле бессмертия для людей нет, поскольку Эру предопределили для них смерть как великий дар и спасение. Но короля, как и большинство нуменорцев, Вестники не убедили, и они желали обещанное спасение от смерти сию же минуту.
Тар-Атанамир цеплялся за жизнь как мог и он был первым из королей Нуменора, что не передал скипетр и не умер добровольно; смерть забрала его, сошедшего с ума, в 2221 В. Э. Начиная с него, срок жизни последующих королей Нуменора и всех нуменорцев вообще начал уменьшаться, что приводило их в ужас.
При правлении сына Атанамира, Тар-Анкалимона (2221 В. Э. - 2386 В. Э.), разрыв между Верными и Людьми Короля разросся сильнее, а в семьях нуменорцев перестали изучать язык эльфов, квенью (хотя короли ещё носили эльфийские имена).
Снедаемые страхом смерти, люди стали возводить богатые усыпальницы для мёртвых; весь остров загромоздили безмолвные гробницы. В то же время, учёные Нуменора пытались найти источник бессмертия, но лишь смогли изобрести искусство сохранения плоти умерших нетленной. Тем временем большинство нуменорцев пытались насладиться жизнью так, как только можно, устраивая разгульные пиры и накапливая горы сокровищ.
Во времена правления сына Тар-Анкалимона, Тар-Телеммайтэ (2386 В. Э. - 2526 В. Э.), нуменорцы пренебрегали приношением на гору Менельтарму, в святилище Эру, даров.
Нуменорцы также не поклонялись Валар, однако ещё опасались их и не смели нарушить Запрет. Вместо этого дунэдайн стали активно завоёвывать земли в Средиземье, так как на острове им было тесно и они жаждали богатств и власти. Активнее всего завоевания проводил король Тар-Калмакиль (2516 В. Э. - 2825 В. Э.) и он же первым (хотя и не официально) стал величать себя именем на адунаике – Ар–Бельзагар. Благодаря завоеваниям богатство и могущество Нуменора колоссально возросли, а Саурон, затаив ненависть, отступил и вёл войны только на востоке Средиземья. Верные нуменорцы, однако, продолжали дружить с эльфами Гиль-галада и помогать ему всем, чем могли. Гавань Верных была близ устья Андуина и называлась Пеларгир.
Внук Кальмакила, правивший с 2899 В. Э. по 2962 В. Э., официально взял при восхождении на престол имя на адунаике – Ар-Адунахор, что означало «Владыка Запада» (так у нуменорцев было принято именовать лишь Валар). При его правлении все эльфийские языки было запрещено использовать и учить, хотя Верные королевский запрет в тайне отвергли. Они теперь единственные встречали корабли эльфов с Тол-Эрессеа, которые приплывали в гавань Андуниэ изредка и тайно.
Ситуация ухудшилась при правлении правнука Адунахора, Ар-Гимильзора (3102 В. Э. - 3177 В. Э.). Он был непримиримым врагом Верных, хотя его супруга, Инзильбет, тайно была одной из Верных. Ар-Гимильзор забросил ухаживать за Белым Древом, никогда не посещал Святилище Эру, окончательно запретил использовать языки эльфов и не позволял самим эльфам приплывать на остров, карая тех дунэдайн, что водили с эльдар дружбу. Также король повелел всем Верным переселиться на восточные берега острова, к гавани Роменна; там за Верными следили днём и ночью. Многие из Верных ещё отбывали в Средиземье, к Гиль-галаду, о чём знали короли Нуменора, но не препятствовали этому, поскольку не хотели, чтобы Верные общались с эльфами Тол-Эрессеа, которых прозвали Доносчиками Валар. Однако Манвэ и так знал обо всём, потому Валар, разгневавшись, лишили всех нуменорцев своего заступничества и дружбы; более корабли с Эрессеа не приплывали.
Старший сын Ар-Гимильзора пошёл в свою мать и отличался почтением к эльдар и Валар; второй же был сыном своего отца, и именно ему Гимильзор с радостью передал бы власть, если бы позволял закон.
Приняв Скипетр Нуменора, старший сын назвался именем на квенья Тар-Палантир; он был последним королём из числа Верных. При его правлении (3177 В. Э. - 3255 В. Э.) Люди Короля впервые не поддерживали монарха, а противостояли ему; их главой был младший брат Тар-Палантира, Гимильхад. Тар-Палантир пытался исправить ошибки своих предшественников: он вновь стал ухаживать за Белым Древом, посещать в нужное время Святилище Эру и ожидал корабли с Тол-Эрессеа. Но его раскаяние было тщетным, и большая часть нуменорцев его не поддерживала.
Сыном Гимильхада был Фаразон, великий полководец, отличавшийся более жадным до богатств и власти нравом, чем его отец. Он вставал во главе воинств нуменорцев и предпринимал завоевательные кампании в Средиземье, желая упрочить власть Нуменора над землями и людьми Средиземья. Когда отец Фаразона умер (3243 В. Э.), тот вернулся на остров и щедро раздавал награбленные богатства, склонив тем самым к себе сердца большинства людей. Когда в 3255 В. Э. Тар-Палантир умер, на трон по закону должна была взойти его дочь, Мириэль, но Фаразон, стремясь к власти, насильно взял её в жёны и это было против законов Нуменора (они были в слишком близком родстве). Тем не менее, народ признал узурпатора, и Ар-Фаразон был внесён в перечень королей Нуменора; из них всех не было никого могущественней и высокомерней Ар-Фаразона Золотого.
После ухода Фаразона, Саурон, ненавидевший нуменорцев, стал осаждать прибрежные крепости и величать себя владыкой всех людей, обещая скинуть дунэдайн в море и уничтожить сам Нуменор. Ар-Фаразона это привело в ярость, поскольку он жаждал втайне безграничного могущества и единовластного правления над всеми людьми Арды. Потому Ар-Фаразон принял решение сделать Саурона своим рабом и не позволить оспаривать могущество наследника Эарендиля.
С огромным и хорошо вооружённым воинством великая армада кораблей Ар-Фаразона явилась в Умбар.
Подойдя к Мордору, Ар-Фаразон приказал Саурону сдаться и прийти к нему на поклон. Владыка Тьмы, увидев мощь воинств Нуменора и понимая, что даже самые сильные из его слуг не смогут противостоять нуменорцам, сдался, но затаил хитрость. Саурон начал вести коварные и лживые речи, принося клятвы верности Нуменору, но Ар-Фаразона это не обмануло, и он решил взять Саурона в Нуменор заложником за его слуг в Средиземье. Саурон с притворной неохотой согласился, но втайне обрадовался, поскольку желал уничтожить своих врагов изнутри.
Падение Нуменора
Прибыв в Нуменор (3262 В. Э.), Саурон был поражён его красотой, но от этого лишь сильнее исполнился гнева и зависти. При Сауроне было Единое Кольцо, о котором не знал Ар-Фаразон (эльфы, с которыми он не общался, хранили сведения о Кольцах в тайне), потому не прошло и трёх лет, как из врага и пленника, Владыка Тьмы стал главным советником короля, подчинив себе воли и умы большинства дунэдайн. Лишь Амандиль, предводитель Верных, бывший в юности другом Фаразона, не раболепствовал перед советником монарха, как это делали другие.
Тогда Ар-Фаразон стал втайне, а затем открыто поклоняться Мелькору, и его примеру последовали многие, но не Верные. Амандиль был отстранён от королевского совета, но он пользовался большим авторитетом у короля и народа, потому никто не смел поднять на него руку, даже Саурон. Последний же замыслил уничтожить Белое Древо, с которым, по предсказанию Тар-Палантира, была связана судьба династии королей Нуменора. Узнав об этом, внук Амандиля, Исильдур, сын Элендиля, отправился к Древу и сорвал один из плодов. Его заметила стража, но Исильдур смог прорваться через их ряды и уйти, получив множество ран и оставшись неузнанным, поскольку был переодет.
Исильдур успел вовремя, поскольку после этого король уступил Саурону, и дерево срубили. Древесину сожгли на алтаре в Храме Мелькора, который выстроили по приказу Саурона в Арменелосе. С тех пор огонь в Храме не угасал, а в жертву Мелькору стали приносить Верных, отказывающихся поклоняться ему; этим, нуменорцы пытались угодить «Богу» и добиться избавления от смерти.
Но этим зло, к которому пришли нуменорцы, не ограничивалось. Они стали враждовать друг с другом по ничтожнейшим поводам, стремясь владеть тем, что было у более высокопоставленных людей, а те, узнавая об этом, жестоко мстили. Притом нуменорцы стали умирать ещё быстрее, дряхлея и впадая в слабоумие.
Тем не менее дунэдайн считали это временем великого благоденствия, поскольку, если счастливее они не становились, то могущество и мощь их возросла. В этом большую помощь оказал Саурон, в прошлом майа Аулэ, сохранивший способности к искусству майа. С его помощью нуменорцы стали строить мощные металлические корабли, которые могли ходить без ветра и не тонуть в штиль или шторм. Также нуменорцы изготавливали оружие, которое могло с грохотом стрелять до самого горизонта.
Во всеоружии нуменорцы приплывали теперь к берегам Средиземья не как дарители или правители, а как захватчики, отнимая добро живущих там людей, обращая их в рабство или принося в жертву на алтарях Мелькора.
Таким образом, Ар-Фаразон стал самым могучим тираном со времён Моргота, хотя на самом деле всем руководил Саурон, и когда король постарел (3310 В. Э.), Владыка Тьмы сумел убедить боящегося смерти Фаразона атаковать Аман и завоевать бессмертие. Ар-Фаразон приказал возвести в западных гаванях великий Флот и готовиться к войне (что продолжалось следующие 9 лет).
Об этом узнал Амандиль и сказал своему сыну Элендилю подготовить в Роменне корабли и созвать всех Верных, чтобы быть готовыми отплыть в Средиземье. Сам же Амандиль тайно отправился в Аман, просить Валар о милости к нуменорцам и об избавлении от Саурона, однако неизвестно, сумел ли Амандиль совершить задуманное.
Валар знали о замысле нуменорцев, и на западе, над Аманом, по вечерам поднималось грозное облако в виде орла, на крыльях которого вспыхивали молнии. Но хотя некоторые испугались, другие нуменорцы лишь ожесточились, говоря, что Валар наносят первый удар, а значит, пора им ответить.
Тогда молнии засверкали с удвоенной силой и стали ударять в людей и в купол Храма Мелькора, разбив его верхушку надвое (но сам храм устоял). Саурон же стоял на вершине храма, и молнии его не тронули; с того момента нуменорцы нарекли его богом и преклонились перед его волей. В это самое время земля затряслась и на вершине горы Менельтармы заклубился дым. Но от этого нуменорцы стали только сильнее торопиться с подготовкой флота; на западе простирался целый архипелаг из кораблей с лесом мачт.
Наконец, в 3319 В. Э., как последнее предупреждение, над Нуменором пролетели орлы Манвэ, а на западе поднялось багровое зарево. Тогда, поднявшись на флагман своей армады, Алкарондас, Ар-Фаразон двинулся на Валинор; Саурон же остался в Нуменоре и приносил в храме жертвы.
Когда флот приблизился и окружил Тол-Эрессеа, Ар-Фаразон дрогнул и испугался, решив было отступить назад; однако страх смерти был сильнее, и король нуменорцев ступил на берега Валинора, объявляя эту землю своей, если её никто не станет отстаивать.
Воинство Нуменора вошло в ущелье Калакирья и осадило Тирион, хотя он был пуст (нолдор загодя бежали оттуда).
В это время Манвэ с горы Таникветиль воззвал к Эру и сложил с себя полномочия Короля Арды. Илуватар же сам вмешался в историю мира и изменил Повесть; огромная пропасть разверзлась между Аманом и Нуменором, поглотив флот Нуменора. Сошедшие на берег Амана нуменорцы были похоронены в пещерах под обрушившимся стенами ущелья; там им надлежит оставаться до Конца Мира.
Остров Эленна вместе со всеми своими жителями был уничтожен огромной волной, обрушившейся на него. Последней погибла королева Тар-Мириэль; она слишком поздно раскаялась и отправилась на Менельтарму в Святилище Эру. Континент Аман был сильно разрушен и затонул с западной стороны; эльфы Амана угасли по воле Эру.
Однако уцелеть удалось кораблям Верных; они стояли на якоре в море вдали от берега, и благодаря милости Валар девять кораблей смогли уцелеть в катастрофе, пристав к берегам Средиземья.
Последствия
Очертания мира вследствие катастрофы сильно изменились. Благословенные Земли без Валар потеряли свою «благодать», став обычной землёй смертных. Однако эльфы из Средиземья могли прибыть в Благословенные Земли по Прямому пути.
В 3320 В. Э. четыре корабля Элендиля достигли берегов Линдона, где нуменорцев встретил Гиль-галад; на севере Средиземья Элендиль основал королевство Арнор. Сыновей Элендиля, Исильдура и Анариона, с пятью кораблями отнесло южнее, и они основали королевство Гондор, к западу от Мордора. В городе Минас Итиль Исильдур посадил саженец от Белого Древа Нуменора, которое уничтожил Саурон.
Последний также уцелел при Низвержении, хотя его тело кануло в пучину вместе с островом. Дух Саурона ушёл в Мордор, унеся с собой Единое Кольцо. Там он создал себе новую оболочку, однако теперь потерял способность принимать прекрасный облик.
Саурон знал, что его враги уцелели, потому начал собирать своих слуг, к которым присоединились и выжившие нуменорцы из числа бывших Людей Короля, известные теперь как Чёрные нуменорцы. В 3429 В. Э. Саурон напал на Гондор, с ходу захватив Минас Итиль и уничтожив Белое Древо (хотя его саженец Исильдур снова унёс). Анарион сумел разгромить врагов и удержал Осгилиат, но Саурон быстро собрал новые силы.
В следующем году Гиль-галад и Элендиль сформировали Последний Союз людей и эльфов против Саурона, что привело к войне, в которой Саурон был на многие годы повержен.