Привет, друзья!
То место, о котором сегодня пойдет рассказ, было посещено мной еще 2-3 года назад. Однако я загрузил фото на жесткий диск и благополучно забыл о них в водовороте повседневности. Место, что на фото претерпело изменения, проходя стадию отрицательного роста, однако, это не повод, отказывать себе в том, чтобы поделиться с вами фотографиями и историей предприятия.
В этой статье я расскажу про историю Шарикоподшипникового завода на Дубровке, также известного как ГПЗ-1, и покажу фотографии из его производственных цехов, остановленных довольно давно и в последствии благополучно заброшенных со всем оборудованием. Отправляемся в исторический экскурс.
История ГПЗ-1 начиналась в молодом Советском Союзе. Шла активная индустриализация страны, строились заводы, создавались различные виды транспорта, производились станки. И практически во всех процессах требовались те или иные детали, включая подшипники, которые, в том числе закупались за границей.
Еще на момент Российской Империи в Москве существовало небольшое предприятие «Шведский шарикоподшипник СКФ». В последствии предприятие сотрудничало и с новой властью, однако возросший спрос удовлетворить не могло. Назрела необходимость в создании нового предприятия, которое смогло бы выпускать необходимое количество столь нужной продукции.
Завод было решено организовать в Москве, на месте бывшей свалки. Здесь проходило несколько линий железных дорог и большое шоссе, неподалеку строили Южный порт. Месторасположение было удобным в качестве оперативной доставки сырья и вывоза готовой продукции. В сентябре 1930 года началось строительство завода. Параллельно закупалось оборудование для завода, поставляемое из США, Германии, Италии.
В марте 1932 года первая очередь «Первого государственного подшипникового завода» вступила в строй. А первые изготовленные здесь подшипники отправились на Сталинградский тракторный завод (в последствии Волгоградский (ВТЗ)). К слову, ВТЗ в данный момент практически полностью снесен, а территория его застроена жильём.
В годы Великой Отечественной Войны завод активно подвергался авиа ударам противника. Было принято решение об эвакуации завода. Большую часть завода эвакуировали в Куйбышев (Самара), Саратов, Томск, Свердловск (Екатеринбург). Однако в Москве также оставалось небольшое производство. В 1942 году, с отступлением немецких войск всё дальше от Москвы, ГПЗ-1 частично вернули оборудование и завод продолжил работу на Дубровке.
Пика своей деятельности завода достиг к 1980-м годам, выпуская более 120 миллионов подшипников в год. В это время на предприятии трудилось около 25 тысяч человек. У завода на тот момент имелась большая материальная база, включавшая собственный дом культуры, детский сад, санаторий и прочие объекты инфраструктуры, для сотрудников предприятия. Затем произошёл развал СССР и завод начал терять свою рентабельность и активы.
От бывшей территории ГПЗ-1, ныне ОАО «Московский подшипник», практически ничего не осталось, как и практически не осталось производства в Москве. Оставшаяся часть предприятия активно сдается в аренду. Другие же цеха опустели, как и тот что на фото. Есть перспектива сноса заводских строений и редевелопмента территории, как это случилось с соседней, «старой» территорией завода АЗЛК.
Спасибо за внимание!
___________________________
Все фотографии и видео на канале сделаны мной, если не указано обратного.
Пока я исследую мир в поисках интересного не забудьте подписаться, поставить лайк и оставить свои мысли в комментариях.