В Петербурге состоялась ярмарка современного искусства PAF / PORT ART FAIR / 2024.
Четыре дня в Севкабельпорту было представлено искусство, такое какое оно есть сегодня. Ни одной крупной галереи. Ни одной арт-звезды. Ни одного общепризнанного шедевра. Но! Множество эмоций и ощущение коммерческого успеха!
Толпы зрителей. Толпы покупателей. Ни на одной ярмарке современного искусства я не видел такого количества людей, которые тут же на экспозиции, живьем, покупали, покупали и покупали искусство. Кто эти люди? Это новые потребители искусства. Они ровесники художников, которое это искусство создают.
На сегодняшней PAF - юность нового мира в полном цвете, словно цветы на весеннем лугу.
С первого взгляда чувствуется, что на PAF происходит что-то необычное. Я пытаюсь понять - что?
Аудитория потребителей искусства за последний год резко изменилась. Сегодня, в отличие от вчера, искусство покупают совсем молодые люди. Этот бум потребления случился только что, буквально на днях. Происходит это по многим причинам. Основные таковы. Современное искусство изменилось в цене. Не упало, а стало адекватным, стало доступным своим современникам. Молодые художники стали говорить на языке своих покупателей. И это логично. Они же ровесники. Раз художники и покупатели говорят на одном языке, значит есть диалог. Собеседников волнуют одни и те же темы, одни и те же смыслы, одна и та же эстетика.
Большинство работ, представленных на ярмарке, объединены личным восприятием современности художником. На стендах множество сказочных монстров и фантастических существ. Порой неожиданных, пугающих. Так, через взаимодействие с рисованными монстрами, молодое поколение преодолевает свои страхи. Работы созданы в разных материалах: керамика, живопись, графика, плюшевые игрушки. Декоративно-прикладное искусство неожиданно, даже для самого себя, становится королевой искусств.
На ярмарке представлены 64 художника, они прошли отбор из 800, подавших заявки на опен колл. Художников представляют несколько галерей и творческих объединений. Вот, например, большой стенд с сибирским искусством. Куратор Полина Слепенкова собрала для PAF лучших, на её взгляд, современных сибирских творцов. Вот объекты томской арт-группы «Малышки». А вот очередь из покупателей, желавших купить работы красноярского художника Сани Закирова.
Самые независимые артисты представляют на ярмарке себя сами. Внимательно разглядываю работы новосибирской художницы Янины Болдыревой. Ее удивительные картины (восковая живопись на фанере и эмаль на меди) мне показались неожиданно созвучны и советской книжной графике и петербургским ксилографиям 60-70-х годов.
В духе средневекового бестиария, каталога невероятных существ, работы петербургской художницы Василисы Вахрушевой. Тонкие, изысканные по мастерству, кропотливые по исполнению и сказочные по смыслу. Они созданы цветными карандашами.
Во время ярмарки работал Лекторий PAF. Его программа тоже была актуальна сегодняшнему дню. Вот, что мне показалось интересным. Судя по докладам спикеров, сейчас на российском арт-рынке, или том, что называется этим громким именем, происходят удивительные метаморфозы. Еще год назад, например, на ярмарке современного искусства «1703», что проходила в Петербургском Манеже, не наблюдалось такого ажиотажа в приобретении искусства. Сейчас же, на PAF - бум продаж. На прошлогодней PAF продажи были совсем не такими как сегодня. Куратор ярмарки PAF Анна Заведий сказала, что в 2024 году продажи увеличились более чем в два раза. И это было сказано, когда ярмарка еще не была закрыта и окончательные итоги не были подведены.
Эксперты связывают этот российский арт-феномен с появившимися внутри страны большим количеством невыездных денег. Масса этих денег, говорят эксперты, растет. Сегодняшний потребитель готов тратить их, в том числе и на искусство, прямо здесь, на PAF.
Помолодел и сам потребитель. Покупают сегодня искусство 20-30 летние люди. И, как я понимаю, совсем не на папины деньги, а на свои, зарплатные. А раз молодые покупают молодое искусство, значит они строят планы на жизнь. Пока эти картины будут висеть не в собственных, а арендуемых квартирах. Но эта особенность современному потребителю искусства совершенно не будет мешать. Приобретая картину или керамику потребители будут получать от произведения необходимую эмоцию. Причем - мгновенно. Сейчас, а не тогда, когда они выплатят ипотеку. Именно ради молниеносного эмоционального отклика покупают сегодня искусство. Совершенно не задумываясь о том, можно ли в дальнейшем его капитализировать или перепродать.У современного потребителя этого просто нет в жизненной программе. В программе - эмоция.
Такой всплеск эмоционального потребления можно наблюдать сегодня в ресторанном бизнесе. В обеих столицах и в регионах, потребители сидят в кафе, ресторанах, и едят. За прошлый год в Петербурге открылось полторы сотни новых заведений.
Эти же процессы сейчас происходят и в современным искусстве. Открывается новые галереи. Появляются новые арт-ярмарки. Судя по происходящему этот тренд внутреннего потребления искусства, еды, моды, всего, что рождает эмоции, будет только усиливаться.
Средняя цена работ, покупаемых на PAF - 20.000 рублей. Но много работ в диапазоне цен 50.000-120.000 рублей.
Еще несколько лет назад потребитель искусства покупал, работу у известного художника, например, за 1 миллион рублей. Сейчас на PAF таких покупателей нет. Но зато появились сотни покупателей, готовых потратить на произведение 10.000-20 000 руб. И они, при этом, не менее счастливы, чем те, что покупали картины за миллион. А раз это работает, рождает эмоциональное воздействие, то зачем платить больше? Но, конечно, художникам прибавилось сейчас работы.
Чувственность сегодня одно из главных качеств, которое ищут в искусстве зрители и покупатели. Художники для них создают иллюзию, иной мир, в котором им комфортно.
В начале 2000 годов израильская исследовательница Ева Иллуз ввела понятие «эмоциональный капитализм». Это одна из характеристик «общества переживаний». У членов этого общества выражена эстетическая потребность в чувственном восприятии мира и психическом возбуждении. Эмоции здесь выражаются через потребление предмета искусства, как товара.
Изменилось и отношение к произведению искусства. Оно стало сугубо потребительским. Здесь, на ярмарке, никто и не думает купить шедевр, что-то особенное, неповторимое. Тренды продаж сегодня - произведения, в которых узнаются известные работы гениев прошлого, медиа герои, персонажи мультфильмов. Эти работы актуальные, часто ироничные размышления на хорошо известные темы. Ирония, тиражные медиа и поп культура - ингредиенты успешной работы.
Это видно и в бизнес процессах компаний, которые работают с молодой аудиторией, по технологиям эмоционального капитализма. Во время лекционной программы PAF молодежный бренд Befree рассказывал о своих коллаборациях с современными молодыми художниками. И в качестве успешного кейса , спикер привела пример - самая удачная коллаборация бренда была со Смешариками. Аудитория раскупила худи и футболки с Лосяшем, Копатычем и их приятелями в миг.
Один из спикеров Лектория PAF, говорил о том, что мы живем в эпоху переживаний. Все, что продается сегодня, – это эмоции. Искусство сейчас – идеальный капитал потому, что здесь мы получаем необходимые ощущения не только от потребления, но и от создания.
Я смотрю на PAF - это, действительно, дивный новый мир. Мир потребительский. Мир сегодняшний. Этот мир - чистая радость сверхновых галеристов. Продажи у них растут. И новых коллекционеров, потребляющих искусство как товар, как предмет быта, как айфон, как мерч. Их эмоции на подъеме. Обе стороны счастливы. Да, родители неоколлекционеров, возможно, в недоумении. Каждый художник - чей-то ребенок. Как и каждый неоколлекционер. Но не родители платят за этот праздник. Дети их, я окидываю взглядом ярмарку PAF, похоже, нашли свою прелесть.
Олег Суслов / Петербург / апрель 2024