Посмотрел новый фильм нашего классика, который опять звучит очень современно.
Фильм снял режиссер Максим Локшин.
"Мастер и Маргарита" - "огромный проект", в который вложили порядка 1 млрд рублей бюджетных средств. «Менялся режиссер, менялся сценарий, менялась команда, и, тем не менее, команда продюсеров закончила проект», - сказала министр культуры.
Создатели фильма несколько изменили образ главного героя - если у Булгакова Мастер был одиноким, непризнанным, фактически лишним человеком, то у Локшина он — известный советский писатель (Евгений Цыганов). За пару дней популярный драматург становится изгоем — его исключают из союза литераторов, разоблачают в критических статьях, коллеги отворачиваются от него.
Эти события вдохновлены биографией самого Михаила Булгакова: после успешного начала карьеры писатель оказался под прицелом властей, его произведения перестали печатать, а спектакли по ним сняли с репертуара. Так что главный герой фильма — его альтер-эго.
Булгаковская Москва в новой экранизации выглядит утопически. Команда Локшина вдохновлялась Генпланом реконструкции Москвы 1935 года и создала своего рода альтернативную столицу, в которой возвышаются и легендарный Дворец Советов (в реальности оставшийся только на чертежах), и другие исполинские здания в стиле постконструктивизма.
Актерский состав очень хорош. Образ Воланда играет немецкий актер Аугуст Диль. В первую очередь, как иностранец, он все же выделяется на фоне русских артистов — другие черты, артикуляция, мимика, что уже на физическом уровне делает его образ ярким. Говорит он на родном немецком языке, лишь изредка озвучивая заученные русские фразы.
Суть картины – очевидная сатира на жестокость и лицемерие Советской государственной машины. За новыми лозунгами скрываются все те же грешный люди, падшие на сребролюбие, плотские похоти, а кроме того, в силу необходимости выживать в условиях государственного террора – массово идущие на низость, лизоблюдство и предательство.
История имеет свойство повторения, поэтому как уже было сказано, картина звучит злободневно.
Хочу еще отметить мужество Локшина, который, понимая последствия, озвучил свое мнение о текущей «политике партии». Можно по-разному относиться к этой политике, но мужество всегда достойно уважения, а трусость – один из худших грехов.
Это, кстати, тоже одна из важных тем романа Булгакова и этой его экранизации.
С евангельской точки зрения, к сожалению, есть серьезные ереси. Самая серьезная - сомнение в том, что евангелисты якобы ошибались в точности записанных ими слов Христа. Полагаю, что Булгаков сильно раскаивается в том, что посеял такого рода сомнение.
Тем не менее, рекомендую к просмотру.