Найти тему
Выборгская улица

Выборгский железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал - первое здание в городе, которое встречает приезжих. Это витрина - то, как город хочет рассказать о себе. В 2023 году современному зданию Выборгского вокзала исполнилось 70 лет. Это уже третье здание железнодорожной станции в Выборге.

Первый деревянный вокзал строили одновременно с железнодорожной веткой Санкт-Петербург - Гельсингфорс, работы на которой велись в 1867-1870гг. Проект был разработан под руководством Карла Эдельфельта: два двухэтажных павильона, соединенных крытой галереей с парадным входом. Крыльцо украшал навес с изящной резьбой и веранда, а павильоны - открытые балконы.

Вокзал в Выборге 1890-1895гг Источник: pastvu.com
Вокзал в Выборге 1890-1895гг Источник: pastvu.com

К началу 20 века загруженность железнодорожной ветки сильно возросла и станцию решили перестроить: расширить полотно и возвести более масштабное здание вокзала.

В 1901 году был объявлен конкурс на строительство нового каменного здания вокзала. Комиссии было представлено 6 проектов. Победил архитектор Готлиб Элиэль Сааринен, работавший в соавторстве с Германом Гезеллиусом. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт, расположившись немного западнее прежнего. Деревянный вокзал при этом разобрали.

Первоначальный проект здания выборгского вокзала Г.Э.Сааринена. Источник: сайт Решетникова Николая Фёдоровича
Первоначальный проект здания выборгского вокзала Г.Э.Сааринена. Источник: сайт Решетникова Николая Фёдоровича
Выборгский вокзал, 1930-1939гг. Фотограф: Thorvald Nyblin
Выборгский вокзал, 1930-1939гг. Фотограф: Thorvald Nyblin

Элиэль Сааринен - один из основателей национального финского романтизма в архитектуре. Неудивительно, что здания выборгского вокзала были решены им именно в этом стиле. Облицовка местным красным гранитом, каменная резьба, огромный полуциркульный витраж в центре. Главный фасад украшали гранитные скульптурные группы авторства Евы Гюльден, поднятые на уровень второго этажа: с каждой стороны от входа женская фигура с венком в руках и парой медведей у ног. Все это очень напоминает другой проект архитектора - железнодорожный вокзал в Хельсинки. Но вокзал Выборга был построен раньше, и на тот момент был самым большим в Финляндии.

Выборгский вокзал. Скульптурная группа у входа на главном фасаде. Источник: Виртуальный Выборг
Выборгский вокзал. Скульптурная группа у входа на главном фасаде. Источник: Виртуальный Выборг
Разрушенный Выборгский вокзал 1941г. Фотограф: Leminen Hannu
Разрушенный Выборгский вокзал 1941г. Фотограф: Leminen Hannu

Комплекс выборгского вокзала состоял из трех корпусов. Два выходило на привокзальную площадь, а третье с залами ожидания, рестораном и багажным отделением располагалось на перроне. Попасть в него можно было по пешеходным тоннелям. Багаж доставлялся по специальному багажному тоннелю, оборудованному электрическим подъемником.

В 1941 году здание вокзала было взорвано советскими войсками во время отступления. Уцелела стена багажного отделения (по другиим источникам - часть лазаретного корпуса), багажный тоннель и два медведя, украшавших главный вход в здание. Один из медведей стал частью фонтана на Театральной площади. Второй - попутешествовал по Выборгу и после реставрации в 2015 году установлен в Треугольном сквере. Сохранившуюся часть багажного отделения и сейчас можно увидеть в современном комплексе зданий станции.

Проектирование современного вокзала началось в 1951 году. Работы вел коллектив Ленгипротранс: архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский и инженер А. Н. Берков. В 1953 (1954? - на сайте ЛГТ) новое здание было введено в эксплуатацию.

Современный выборгский вокзал - пример архитектуры сталинского ампира: пышный фасад, изобилие деталей и декора в интерьере. Колонны, кессонированный потолок, двухсветный вестибюль с отделкой искусственным мрамором, лепнина, широкая лестница - все это должно было создавать образ процветающего социалистического государства для туристов, въезжающих в СССР со стороны Финляндии. Кроме того вокзал служил памятником подвигу советских воинов. Отсюда в декоре многочисленные знамена, жезлы, щиты со звездами, лавровые и дубовые венки; а также медальоны с изображением В.И. Ленина и Нарвских триумфальных ворот. Первоначально на втором этаже была установлена скульптурная композиция: Ленин и Сталин в окружении революционных матросов и солдат на фоне знамен. Но ее достаточно быстро убрали.

Интересно, что в архитектурном решении современного здания можно увидеть отсылки к старым - финским - вокзалам. Огромный арочный витраж в центре напоминает о полуциркульном фасаде с часами Сааренена. А простое треугольное завершение кровли перекликается с самым первым деревянным вокзалом.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы ничего не пропустить сайтvktginstagram (запрещён в РФ), dzen