Найти тему
HunnyFPV

Что делать, если не получается летать в Acro

Оглавление

«Акро — это для роботов каких-то. Человек так летать не может. Я уже часов семь в симе и только падаю и врезаюсь» — признается иной мавиковод с потухшим взглядом. «FPV-ролики такие классные, но как этому вообще можно научиться? Что купить, чтобы полегче было?» — спросит другой новичок в комментах к свежему тиктоку itskenfpv. «Я ему пальцами говорю туда плыви, а он на меня плывет! Там че-то сломано, стопудова!» — бывают и такие признания. Увы, но скачать навык управления дроном в acro не получится. Купить что-то, что полетит попроще — тоже. Но в этой статье мы разберем реальные инструменты, которые должны помочь вам освоить ненавистное зловещее acro.

Что такое Acro?

Acro (от англ. acrobatic) — это режим полета дрона, созданный для того, чтобы сбить спесь с операторов Мавиков дать полную свободу действий пилоту. Что вы дрону скажете стиками делать — то он и будет делать. Отклонили стик ролла влево — дрон будет вращаться без остановки. Отклонили питч вверх — дрон начнет вращаться через «голову». Дрон ничего не делает сам, в частности он не возвращается обратно в горизонтальное положение. Более того, у дрона вообще нет горизонтального положения как такового, то есть мозгам дрона ничего про это не известно. Про то как управляется дрон, основы основ, я подробнейшим образом рассказывал в статье Как управлять FPV-дроном.

Это acro, детка!
Это acro, детка!

Всё это сводит с ума очень многих, кто впервые пробует управление в acro. А также дарит массу удовольствия тем, кто смог пройти ад обучения acro-режиму и теперь уверенно падает вниз вдоль антенно-мачтовых сооружений (dive), делает разворот дрона на 360 градусов в положении вверх-тормашками (inverted yaw spin) или переворачивает дрон вокруг некой горизонтальной штуковины смотря на него всю дорогу, то есть весь переворот камерой (matty flip). Даже без всех этих выпендрежных трюков полет в acro дает вам ощущение полного контроля над дроном, а это дорогого стоит.

Что такое научиться летать?

Давайте разберемся с самым главным понятием. Что такое «научиться летать»? Нет, это не означает перестать падать и врезаться. Вот мое мнение: научиться летать в acro — это максимально увеличить вероятность попадания коптера в нужную вам точку пространства или нужную вам траекторию. Точно так же, как любой пилот авиации не будет считаться пилотом пока не научиться лететь туда, куда нужно.

Нет, это не ускоренное видео. Это корейский парень с ником MCK.

Для гонщика «научиться летать» — это начать попадать в ворота и облетать флаги с нужной стороны и на нужной высоте со скоростью, достаточной для квалификации на соревнование. Для человека, снимающего автогонки и сноубордистов, достижение «научился летать» будет означать следование дроном за двигающимся по трассе объектом (направление движения и скорость которого постоянно меняется), а также смена угла сьемки этого объекта так, чтобы получившийся кадр имел художественную или коммерческую ценность. Для фристайл-пилота — лететь по траекториям, успешное выполнение которых считается во фристайле трюком, например split-s, power loop или matty flip.

Ребята из банды 2RAW. Как вы понимаете, FPV-съемки это их хлеб.

Из описанного выше следует любопытный вывод. Кувыркаться роллами и топить вверх в чистом поле на высоте 50 метров не является признаком умения летать. Это лишь навык сучить стиками.

Банально, но факт: вы не полетите в акро, если не потратите определенное количество времени на «прописывание» нужных нейронных связей в мозге. Полеты в акро нужно именно «гриндить» (англ. grind — молоть, перемалывать), то есть упорно повторять однообразные действия много-много раз подряд. Какой бы ни была ваша конечная цель, «научиться летать» означает довести до полного ав-то-ма-тиз-ма выполнение команд мозг-пальцы-стик, которые корректируют летящий дрон в нужном вам направлении. Но это все осваивается!

Учитесь в симуляторе

Всем новичкам хочется прям завтра, а лучше сегодня подняться в реальный, а не виртуальный воздух. Безусловно, летать среди березок и гаражей в разы веселее, чем по растровым полигонам, но есть одно большое но. Столкновение с объектами в симуляторе абсолютно бесплатно. В жизни любое препятствие приносит коптеру вред — от погнутых пропеллеров до полной дезинтеграции.

В первые 10-15 часов полетов вы постоянно будете падать. Зачем платить за это деньгами и временем? И еще один факт: вы вряд ли купите столько батареек, чтобы проводить столько же времени в реальном полете сколько можно провести в виртуальном. Закольцевать цикл «батарейка села-взял уже заряженную» можно, но это очень недешево, особенно для пятерок и семерок.

Симулятор DRL
Симулятор DRL

Реалистичная ли физика в симуляторах? Насколько сильно будет отличаться полет на реальной пятерке от того, чему вы научились в симах? Физическая модель дрона в лучших симуляторах (Liftoff, TRYP 2.0, Velocidrone) достаточно реалистична чтобы без проблем транслировать приобретенные навыки из дома в поле. Отличия, безусловно, будут, но они не кардинальны, поверьте. Смело скачивайте симулятор и тренируйтесь.

Симулятор Velocidrone. Самая реалистичная физика и +50 к кредиту доверия в FPV-чатах, если вы используете его
Симулятор Velocidrone. Самая реалистичная физика и +50 к кредиту доверия в FPV-чатах, если вы используете его

20 часов — вот тот необходимый минимум времени, которое нужно провести сидя дома за компьютером с пультом в руках. Конечно, бывают исключения, и некоторые дарования способны без проблем полететь и после пары-тройки часов в симуляторе, но такие случаи крайне редки. Гораздо чаще встречается обратная ситуация, когда и 20 часов мало.

У каждого свои любимчики
У каждого свои любимчики

Пользуйтесь обучалкой в симуляторе. Или Бардвеллом.

Симуляторы были сотворены с благой целью — научить людей летать. Во многих симах есть обучалки. Это наборы уровней в которых начинающему пилоту помогают освоить ряд навыков, таких как ориентация в пространстве, контроль высоты, контроль наклона и скорости (pitch), синхронные повороты с задействованием осей yaw и roll. Обучалки — самое скучное что только может быть. Но они действительно помогают научиться. Ищите кнопку/раздел tutorial в своем симуляторе.

В многих симах есть обучалки
В многих симах есть обучалки

Одна из лучших обучалок — в старом-добром Liftoff. В прошлом году курс обучения был полностью обновлен, так что если у вас старый пиратский лифтофф, поищите новый или купите его через Steam. Говорят, очень неплохая обучалка есть и в симуляторе DRL.

Ну вот это они зря, конечно.
Ну вот это они зря, конечно.

Если вам невыносимо читать надписи на экране и слушать виртуального дядю, вы можете послушать реального дядю. Самого «реального» дядю в этом деле. Недавно Джошуа Бардвелл выпустил серию роликов по обучению полетам на FPV-дроне. И это просто клад, потому что все в этом плейлисте разложено по полочкам и в высшей степени наглядно. Включайте симулятор, берите в руки пульт, ставьте очередной ролик на проигрывание на смартфоне/телевизоре и тренируйте навык. Если английский язык вызывает затруднения, то синхронный перевод в Яндекс Браузере наверняка спасет ситуацию, хотя бы отчасти.

Вот прям так и набирайте на YouTube: learn to fly an FPV drone
Вот прям так и набирайте на YouTube: learn to fly an FPV drone

Выберите дрон-овощ, снизьте рейты и угол камеры

В симуляторе Liftoff есть возможность выбрать дрон, который настолько медлителен и туп, что НЕ научиться летать на нем практически невозможно. Он так и называется: slow freestyle drone for beginners. Найти его можно через раздел Мастерская (Workbench), но сразу его там не будет. Дело в том, что помимо представленных в Мастерской моделей дронов по умолчанию, прямо из раздела можно посмотреть в специальном онлайн-каталоге и установить в симулятор другие модели. Фанаты строгают их пачками, от Назгула и Мобулы, до дрона Mr. Steele (человек такой) и Аваты. Как зайти в этот раздел и выбрать дрон я описал в слайдах (листайте их вбок).

Но даже у этой модели рейты для новичка высоковаты. Рейт — это значение угловой скорости дрона, то есть насколько градусов он поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду. Рейтов всего три: pitch (наклон вперед-назад), roll (наклонение влево-вправо) и yaw (вращение дрона вокруг вертикальной оси). Например, если по оси roll установлено значение рейта 768, это означает, что дрон будет вращаться со скоростью 768 градусов в секунду при отклонении стика roll вбок до упора. Это больше чем два полных оборота за секунду! Для новичка такой дрон может быть слишком резок, а потому стоит попробовать низкие рейты. Например 400 (pitch), 400 (roll), 350 (yaw). Потом, когда вы освоитесь, вы сами найдете себе свои «золотые рейты». Кстати, для гонок обычно берут рейты пониже, а для фристайла повыше. Но к этому вы тоже придете сами.

Еще одна «облегчалка» для новичка — снижение угла наклона камеры. Чем выше смотрит в небо камера, тем сильнее нужно наклонять дрон по питчу, чтобы смотреть вперед, а не в небо. А это, естественно, вызывает набор скорости. К примеру, в Liftoff снизить угол камеры можно прямо во время тренировки стрелочкой «вниз» на клавиатуре.

Прямо во время нажатия клавиш-стрелочек на клавиатуре Liftoff покажет текущее значение
Прямо во время нажатия клавиш-стрелочек на клавиатуре Liftoff покажет текущее значение

Выберите трассу и замучайте ее до упора

После того как вы прошли обучалку и начали более менее пролетать между вон теми двумя березами, а не в них, над ними и на лужайке перед ними, пора попробовать трассы. Трассы очень и очень сильно прокачивают ваши навыки акро-пилота, даже если вы вообще не собираетесь гонять на дроне по воротам (да еще и на время) в реальной жизни. Пустое «слоняние» по виртуальным полям с флипами и роллами пилотом вас не сделает. В силу своего разнообразия трассы помогают освоить разные нюансы управления дроном — и это касается любого хорошего симулятора. Одни трассы абсолютно плоские и с широкими воротами — знай себе лети на одной высоте и вовремя поворачивай. В других ворота располагаются то вверху, то внизу, то где-то посередине и во все это нужно влететь (очень хорошо учит работать газом и питчем). Третьи сплошь состоят из поворотов на 90 и 180 градусов и синхронная работа роллом и yaw прокачивается просто на глазах.

Трассы прокачивают ваш уровень просто на ура
Трассы прокачивают ваш уровень просто на ура

Та или иная трасса может очень существенно превосходить ваш текущий навык. Она может просто издеваться над вами. И тут можно пойти двумя путями — бросить ее и летать что-то попроще или начать с ней сражаться. Подсказка: пролететь можно любую трассу, это лишь вопрос налёта. После 2-5-10 часов мучений вы скорее всего сможете доковылять до финишной черты, пусть и с разбитыми пропами. Причем краши (столкновения с выбыванием) будут постепенно отодвигаться с первых чекпоинтов на более поздние: мозг выучивает траектории и двигает вас вперед. Прошли трассу чистенько и уже открываете шампанское? Не стоит останавливаться: теперь вы знаете, что это в принципе оказалось возможно. Почему бы не попробовать улучшить результат, то есть скинуть еще секунду-другую? А потом еще раз. Поверьте, закрепленные сложной техничной трассой рефлексы это вообще лучшее, что может дать вам FPV-симулятор.

На трассе Spare Tires в Liftoff я провел 10 часов. Засела в голову вот какая идея. Пройти змейку из четырех флагов по почти прямой (самой быстрой) траектории сразу после поворота на 90 градусов, которому предшествует падение из окна с высоты 20 метров — реально. В начале мне казалось это невозможным. Потом я успешно реализовал этот фрагмент. Раз двадцать. Потом удалось пролететь трассу правильно реализовав фрагмент, но сильно сдав на последнем участке. И вот, наконец, результат, которым я доволен — 0:34:709. Уверен, тут можно выйти из 33 секунд.

Найдите простор для реальных полетов

Надоели симы и симулякры? В реальных условиях тоже можно успешно освоить acro. После 20 часов в симе, конечно. Тут все просто: чем просторнее ваша площадка для тренировок, тем лучше. Вот почему первые вылеты на пятерке и семерке лучше делать в чистом поле, а на крохотном тинивупе — в спортзале вместо квартиры. Дайте себе место для маневра, для безопасной ошибки. Когда маневрировать в чистом поле вам наконец надоест, можно подыскать какие-нибудь базовые препятствия в виде деревьев или купить ворота. Помните: навык управления в acro начинает прокачиваться тогда, когда дрону задается хоть какая-то траектория.

Вообще-то, это очень круто

Уверен, из всех доступных манипулятивных навыков, то есть таких, когда надо что-то делать конечностями, управление дроном в акро является одним из самых сложных в принципе. Так что если вы действительно освоите это непростое дело, то вы будете в полном праве собой гордиться. Да! Делитесь своей “дорогой в acro” в комментариях. Как вы начинали? Когда отчаяние сменилось воодушевлением? Что было потом? И спасибо за внимание!