Найти в Дзене
ОтЛичная Жизнь

Удивительный факт про Исаакиевский собор, о котором не рассказывают даже экскурсоводы

Так как статья эта будет небольшой, то не буду долго томить, а начну сразу с главного. Сейчас сложно себе это представить, но во времена царской России на Исаакиевском соборе, также как и на Ростральных колоннах, в дни особых торжеств зажигали факелы. Как Вам такая информация, знали об этом? «Пасха стала вехою, календарною сменою красных, праздничных листков. Ритуалом. Какою-то звуковою памятью («Пасха!»), унесенной из детства. Тогда в ней была радость дымных факелов Исаакия, на жертвенных треногах, взнесенных к Небу. Всю ночь били железные ободья извозчиков о крутые камни мостовой, — всю ночь по Морской и вдоль Зимнего по набережной били глухие, цокавшие копыта по гулким, упругим торцам. Всю ночь тревожный ветер с Невы закручивал факелы Исаакия в жгуты пламени, — всю ночь рядом с твоим сердцем он относил вкось чью-то белую, чистую девичью вуаль» Цитата из книги Сергея Горного «Санкт-Петербург (Видения)». Замечательная книга для любителей Старого Петербурга, это мемуары, написанные им

Так как статья эта будет небольшой, то не буду долго томить, а начну сразу с главного. Сейчас сложно себе это представить, но во времена царской России на Исаакиевском соборе, также как и на Ростральных колоннах, в дни особых торжеств зажигали факелы. Как Вам такая информация, знали об этом?

«Пасха стала вехою, календарною сменою красных, праздничных листков. Ритуалом. Какою-то звуковою памятью («Пасха!»), унесенной из детства. Тогда в ней была радость дымных факелов Исаакия, на жертвенных треногах, взнесенных к Небу. Всю ночь били железные ободья извозчиков о крутые камни мостовой, — всю ночь по Морской и вдоль Зимнего по набережной били глухие, цокавшие копыта по гулким, упругим торцам. Всю ночь тревожный ветер с Невы закручивал факелы Исаакия в жгуты пламени, — всю ночь рядом с твоим сердцем он относил вкось чью-то белую, чистую девичью вуаль»
Цитата из книги Сергея Горного «Санкт-Петербург (Видения)». Замечательная книга для любителей Старого Петербурга, это мемуары, написанные им в эмиграции, в 1925 году

Бронзовые чаши для факелов можно увидеть и в наши дни, они сохранились и находятся на каждом из четырех краев (углов) собора, внутри скульптурных композиций с ангелами - их достаточно хорошо видно.

К сожалению, в моем архиве нашлась только одна фотография, где можно увидеть эти факелы
К сожалению, в моем архиве нашлась только одна фотография, где можно увидеть эти факелы

Когда-то внутри каждого такого факела располагалось более 2000 горелок, к которым по специальным трубам, которые прокладывали уже после строительства собора, был подведен газ. До подведения к факелам газа они зажигались с помощью специальных горючих смесей, которые горели значительно меньше по времени и давали более тусклое свечение.

На этой фотографии 1857 года факелы очень хорошо видны
На этой фотографии 1857 года факелы очень хорошо видны

Жаль, что фототехника того времени была не в состоянии запечатлеть именно моменты горения, но сохранились гравюры и рисунки.

Гравюра «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение», автор Вейерман К.Р., 1900 год
Гравюра «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение», автор Вейерман К.Р., 1900 год
-4

На этом всё на сегодня. Надеюсь мне удалось Вас немного удивить!

-5