Еще совсем недавно Ханты-Мансийский район считался исключительно сельскохозяйственным. Почти в каждой деревне, селе, начиная с 1920-х годов, находился колхоз или сельхозартель. Сегодня мы расскажем о совхозе «Реполовский», которому в этом году исполняется 90 лет.
Черемуховые землянки
Краевед из поселка Сибирского Надежда Вавилова сегодня стала нашим проводником в историческое прошлое своей малой родины. Надежда Георгиевна много лет проработала библиотекарем, сейчас на пенсии, но проявляет активный интерес к истории родного Ханты-Мансийского района. Она прислала в редакцию очень объемную статью, которую мы вынуждены дать в сокращении.
В 1934-м в восьми верстах от села Реполово, на территории около 10 тысяч гектаров, на месте черемушника развернулось строительство спецпоселка с названием «Реполовский совхоз». Это первое в Югре мясо-масло-овощное хозяйство.
Автор записала воспоминания Тамары Семеновны Куклиной и Ивана Денисовича Перетягина. Они рассказывали, что первыми строителями были спецпоселенцы Самаровского рыбоконсервного комбината. Каждый день они ходили пешком на работу из Реполово. Но вскоре из Реполово перевезли старый лисятник, получился барак. Каждой семье отгородили занавеской свой угол: топчан из неструганых досок, стол на крестовине, чурочки вместо табуреток. В бараке одна печка на всех, готовили по очереди. Одеть было нечего, вся одежда на людях.
Вслед за первой партией рабочих стали прибывать ссыльные из Питляра, Кушевата, Мужей и других поселков. Вновь прибывшим места в бараке не хватало, разместили только женщин с малыми детьми. А все остальные остались на улице. Впереди была зима, и людям разрешили копать землянки на участках, где позже должны были вырасти дома на двух хозяев.
Строительных материалов не было, стены землянки укрепляли жердями, из них же – потолок, а сверху насыпали слой земли. Внутри делали нары для сна. А вместо пола – жердевые тротуары, так как в землянках по щиколотку была жидкая грязь.
Жизнь налаживается
Первым директором совхоза был житель села Реполово Тимофей Захарович Панов.
В 1935 году пригнали плоты с лесом для строительства домов, а из-под Тобольска привезли коров ярославской породы. Успели вручную заготовить много сена. Было много лошадей, на которых это сено возили.
Старожилы вспомнили, что летом 1935 года открылась первая улица двухквартирных домов по 20 квадратных метров. В каждой проживала семья до 10 человек. Построили пекарню, баню, мельницу, заработал фельдшерский пункт. Появился один колесный трактор, 5 конных сенокосилок и маленький катерок «Катунь», который топился дровами.
К 1937 году почти все переехали в дома. Хлеб, керосин, гвозди, промтовары давали по норме, по карточкам. Дисциплина была очень строгая. За опоздание на 15 минут приговаривали к трем месяцам принудительных работ с вычетом 20 % от заработка. Женщины, девушки работали на лесозаготовках. Маленькие дети оставались на весь день без присмотра, что иногда приводило к трагическим последствиям. Подросткам приходилось прибавлять года, выходить на работу, чтобы получать рабочую карточку на хлеб.
Отменные урожаи
Люди работали на совесть с 7 часов утра и до 7 часов вечера. Закладывалось тепличное хозяйство, первым энтузиастом которого был агроном-самоучка Петров И. С. На полях выращивали много разных овощей: картошку, морковь, свеклу, турнепс, репу. Сеяли овес, ячмень, горох и лен. Воду подвозили на лошадях. Урожаи были хорошие. Капусту выращивали по 8–9 килограммов кочан, а лук – по 370 граммов.
В 1939 году совхоз стал дипломантом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Овощи с августа отправляли водой на Север в 20 населенных пунктов. На пристань под погрузку приходили пароходы «Нарьян-Мар» и «Осетр». Взамен на овощи консервный комбинат в Самарово давал совхозу рыбную муку для скота.
Была построена столярка, где делали дуги, бочки под засол, телеги. На конном дворе – порядок: упряжь, сбруя были подогнаны по размеру каждой лошади и висели на вешалке с указанием ее клички. Только у людей не было паспортов и права на выезд из поселка без ведома коменданта.
Потоп
Самые тяжелые времена совхоз переживал с 1941 по 1947 год. Тогда пришлось пережить войну, наводнение и голод. В 1941 году была большая вода, затопило пахотные земли, луга, поля. Люди спасали совхозное имущество. Угоняли скот в гору, овец поднимали на крыши домов.
Мария Михайловна Белова (Рязанова) вспоминала: «В два часа дня в день начала войны, 22 июня, прорвало плотину возле теплиц, и вода пошла в поселок. Большим испытанием после наводнения стал голод. Жителям не удалось вырастить новый урожай, так как огороды были затоплены. Только что посаженную картошку выкапывали и хранили для посадки на будущий год».
29 августа 1941 года призвали на фронт из совхоза первых 12 человек. Потом еще и еще. Вся тяжесть крестьянского труда упала на плечи женщин, стариков, подростков.
О том, что рабочие совхоза в трудное для страны время самоотверженно работали, говорят строки из документа от 6 ноября 1945 года: «За 1945 год совхозом сдано государству 3 617 центнеров картофеля, 876 центнеров разных овощей, 44 головы бычков, 45 голов поросят, 62 центнера молочной продукции (сливок, масла)».
Полноправные граждане
После смерти Сталина, в 1953 году, не стало карточек, сняли надзор. В 1954-м закрыли комендатуру, рабочие совхоза получили паспорта и наконец стали полноправными гражданами. Некоторые жители уехали в свои родные места, другие остались в совхозе.
В 1961 году в состав Реполовского совхоза вошли Батово, Реполово, Заводные, Сотник, Саргачи.
19 июня 1967 года по просьбе жителей спецпоселок «Реполовский совхоз» был переименован в Сибирский.
«Только рабочих по совхозу было больше 500 человек и рабочих рук все равно не хватало. Очень строго было с выплатой зарплаты. Помню, перед майскими праздниками началась распутица, через реку ездить уже было нельзя, вертолеты тогда не летали. Отправил я двоих рабочих Данила Гильца и Валерия Балакина на лошадях зарплату по поселкам развести. В пути лошадей меняли, реку пешком переходили, а к празднику всем зарплату выдали, – вспоминает Василий Васильевич Демыкин, директор совхоза в 1965–1969 годах. – В 1967-м строили клуб. Отопительные батареи взять было негде, поехали в Горноправдинск, к начальнику экспедиции Салманову. Он дал трубы и даже помог привезти их к нам».
Рассвет и закат
С увеличением механизации в совхозе работать стало значительно легче. При посадке, уборке, заготовке сена многое делала техника. В 1970 году совхоз имел: 6 автомашин, 46 тракторов, 2 стогометателя, 3 пресс-подборщика, машины для посадки капусты, картофеля и много другой техники. Была своя электростанция и большое тепличное хозяйство.
В 1986 году только в центральном отделении содержали 400 коров холмогорской породы. В среднем на одну корову надоено 2 500 килограммов молока, а лучшие доярки добивались 3 000 килограммов. Труд доярок и других передовиков сельского хозяйства был отмечен грамотами, благодарностями, денежными поощрениями. Работники «Реполовского» не раз ездили на слеты передовиков в Ханты-Мансийск и Тюмень. А Мария Андреевна Куклина, Нина Алексеевна Келлер и Раиса Акимовна Солтавец побывали в Москве. Доярка Анна Федотовна Бесчастных награждена орденами Трудовой Славы II и III степени.
В разные годы совхозом руководили: Новиков, Марков, Черненко Павел Михайлович, Дрожжин Федор Алексеевич, Старокоров Степан Петрович, Нечаев Вениамин Иванович, Демыкин Василий Васильевич, Пальянов Николай Захарович, Гнидин Николай Дмитриевич, Москвин Валерий Анатольевич, Бауэр Яков Яковлевич, Голубев Анатолий Алексеевич.
Наступили 1990-е годы, время больших перемен в стране. Коснулись они и Реполовского совхоза, начался упадок. В 2003 году он был ликвидирован. Сейчас в поселке живут дети, внуки бывших работников совхоза. Мы знаем, что здесь вложен труд очень многих людей. Благодаря им живем сегодня в поселке и мы.
Читать в источнике