Найти тему
Наука и фантастика

Звездные медведи Роберта Бисселла

Художник Роберт Бисселл (Bissell) родился в 1952 году в Англии и вырос на ферме, в окружении разнообразных животных и красивой природы. Поэтому и стал анималистом, однако не простым ("смотрите, какой лев!"), а помещающим своих героев в символический, философский и даже космический контекст. Его картины и графика удивительно поэтичны, и даже само изображение зверушек зачастую не является главной целью художественного высказывания. Их образы могут быть совершенно условными, а фигурки - маленькими, так что дело не в мордах, лапах и хвостах, а в поэтическом ощущении единства всего живого на фоне недосягаемого и непостижимого Космоса.

Роберт Бисселл. Малая Медведица (Ursa Minor).
Роберт Бисселл. Малая Медведица (Ursa Minor).

Фантастики в его работах гораздо больше, чем реализма и натурализма, при этом почему-то они вызывают полное доверие: это никакой не сюрреализм и не что-то другое, столь же условное.

Роберт Бисселл. При лунном свете (Moonlighters). 2013
Роберт Бисселл. При лунном свете (Moonlighters). 2013
Роберт Бисселл. При лунном свете - II.
Роберт Бисселл. При лунном свете - II.

Искусствовед сразу же усмотрит в этих работах прием, восходящий к немецкому художнику-романтику Каспару Давиду Фридриху (1774-1840), который любил изображать персонажей исключительно со спины, обращенными лицом к природе. Им нет никакого дела до потенциального зрителя, они ни с кем не хотят общаться (разве что между собой, если на картине двое или трое), и большую часть полотна занимает воздух, вода и пейзаж.

Каспар Давид Фридрих. Корабли
Каспар Давид Фридрих. Корабли
Каспар Давид Фридрих. Путник над бездной
Каспар Давид Фридрих. Путник над бездной

Хотя медведь - страшный и непредсказуемый зверь, с которым нос к носу лучше не встречаться, и уж тем более не приближаться к медведице с детенышами - он, по сказочной традиции, воспринимается как персонаж добрый и мудрый, немного неуклюжий, мягкий, неторопливый...

В мифологии разных народов его образ, как говорится, амбивалентен. С одной стороны, медведь внушает такой почтительный страх, что его не принято называть напрямую - все наименования медведя описательны ("медом ведающий", "бурый" - Bear, Bär, "хозяин", "потапыч"). С другой стороны, этот зверь считается носителем мудрой силы, он может быть прародителем племени, может усыновить человеческого детеныша, может приютить скитальца - а может и обернуться человеком.

На небе, как известно, с античной древности присутствуют созвездия Большой и Малой Медведицы (на медведей совсем не похожие), но воображение у людей тогда было весьма причудливым.

Реальные медведи вряд ли интересуются небом и созвездиями.

А бисселловские постоянно созерцают Луну, звезды и полярные сияния.

На картине, помещенной ниже, огромное количество медведей вглядывается в небо, на котором происходит нечто непривычное.

Вообще настоящие медведи никогда не собираются толпами, они по натуре одиночки, только медведица пару лет живет с медвежатами.

Роберт Бисселл.
Роберт Бисселл.

Возможно, небо скоро взорвётся, и случится космический катаклизм. Выживут ли медведи? Или хотя бы один медведь?..

Роберт Бисселл. Сверхновая.
Роберт Бисселл. Сверхновая.

--

В моей космоопере "Хранительница", в книге "Тетрадь с Энцелада" среди разных космических рас присутствуют угунудукцы - нечто вроде прямоходящих муравьедо-медведей, весьма разумных и даже владеющих техникой тактильной телепатии (они читают мысли через тесное соприкосновение и объятия). Звездолетов они сами не строят, их цивилизация - не технологичная, но зато живут в гармонии с природой и друг с другом. Возможно, бисселловские медведи тоже примерно такие же.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".