Найти в Дзене
clastat

Давайте знакомиться: Тернопольский фарфоровый завод

Мы не раз обсуждали тему вещей, выбрасываемых на помойку. Вот вам ещё пример почти "из той же оперы".

Наконец-то продали земельный участок, оставшийся от родителей; и купили однокомнатную квартиру-вторичку для детей (или для внуков). Была поражена тем, ЧТО осталось в помещении от прошлых хозяев. Всё-таки люди явно стали жить лучше - им не нужны очень даже, на мой взгляд, ценные вещи. Я уж не говорю о внушительной стенке в хорошем состоянии (её оставили по нашему согласию). С ней как раз всё понятно: пока разберёшь - потом неизвестно, соберёшь ли её на новом месте; грузчиков-машину закажи, с этажа спусти - одна морока. А чисто-шерстяные ковры времён СССР (сейчас таких и не найдёшь) почему не забрать или продать?

С книгами вообще беда - оставили всё. Причём целые собрания фантастики, детективов, классики, детские книги. Точно: СССР была самая читающая страна. Ну, отобрали с десяток, что заинтересовало. С остальными ума не приложу, что делать - у самих дома не меньший набор. А продажа их на площадках - нулевая.

Но вот и он, интересующий меня фарфор. Нет, сначала покажу изумительную салфетку или небольшую скатерть фабричной работы. Размер: 85х85 см.

На ней я и выставила оставшийся от прошлых хозяев фарфор, но и то не весь.

Оказавшиеся ненужными вещи.
Оказавшиеся ненужными вещи.

Рассмотрим его. Как вы поняли, злосчастные рыбы, которых я неоднократно критиковала в своих статьях, мимо меня в этот раз не "проплыли". Наверное, это судьба. Итак, коньячный набор "Рыбы", Полонского ЗХК, 1970-е годы, 1 сорт. Кстати, в идеальном состоянии. Впрочем, не удивительно - всегда поражалась: кто им пользуется? Первый раз держу этих рыб в руках. Признаю неоспоримые их достоинства: очень лёгкие; белоснежный, без чёрных точек фарфор; и роспись, незатейливая, правда, но ручная.

Поразили двенадцать фарфоровых чайных пар и вазочка Тернопольского фарфорового завода, 1970-80-е годы, 2 сорт. Высота вазочки: 15 см. Видимо, это был чайный сервиз, так как аналогичную битую сахарницу выкинула. Одна чашка тоже со сколом, всё остальное - в идеале.

Нашла в интернете подобный сервиз на 12 персон. Обратите внимание, как он нарядно смотрится с золотым ободком, а не с экономным, как у меня, люстром.

Мне был не очень знаком этот фарфоровый завод. Видела только один сервиз Тернопольского ФЗ, распространённый и заслуженно любимый у нас в России. И, кстати, у него есть авторы. Обязательно обратите внимание на цены: 15 предметов за 12 руб. 90 коп. Каждый предмет стоил меньше рубля. И это 1986 г.

Давайте с Тернопольским ФЗ познакомимся поближе. Он начал работу в 1964-м году в г. Тернополь, УССР и был градообразующим предприятием. Специализировался завод на выпуске чайных и кофейных сервизов.

Очень часто в чайные сервизы почему-то входили и вазы, как в мой, например.

Тоже вазочка из аналогичного чайного сервиза.
Тоже вазочка из аналогичного чайного сервиза.

Керамикой Тернопольский ФЗ занимался тоже. Ею украшали стены больниц, кафе, детских садов. Ещё производили кухонные наборы, на которые на Западной Украине был спрос.

Ёмкость для сыпучих продуктов. Тернопольский ФЗ.
Ёмкость для сыпучих продуктов. Тернопольский ФЗ.

Так как завод просуществовал недолго, то и марок у него немного.

Статуэток выпускалось на Тернопольском ФЗ мало, и это были в основном зверюшки - с людскими фигурками не заморачивались. Вот что удалось найти на площадках продаж.

Продукция изготавливалась на механизированных линиях методом формовки и литья. На заводе имелся и свой участок по изготовлению сдвижной деколи. Очень коротко о ней, так как не владею глубокими знаниями в этой области. Деколь - это способ переноса печати на поверхность. Бывает она сдвижная и переводная. Сдвижная - картинка на плёнке лака, и это более позднее изобретение. Более ранний способ - переводной без лака. При этом изображение получается зеркальным. Эти способы позволяют увеличивать количество и повышают качество рисунков деколи. Около 40% продукции Тернопольского ФЗ украшены деколью. Ну, иногда с подрисовкой или отводкой золотом. Если внимательно присмотреться, то рисунки на тернопольской посуде часто простенькие, геометрические, двухцветные. Особого восхищения (вау!) не вызывают. И доставшиеся мне чашки с деколью в том числе. Думаю, сравнить тернопольские сервизы с изделиями ЛФЗ, Дулёво и ДФЗ (Вербилки) нельзя. Буду, наверное, продавать. Но вот бросить фарфоровые вещи я бы не смогла.

А закончил своё существование завод так же, как и многие другие ФЗ в СССР. В 2006-м году объявлен банкротом, в 2007-м году закрыт. И 1400 рабочих были в одночасье уволены. У работников стали за бесценок скупать акции, позже и сам завод был разграблен. При неустановленных обстоятельствах были похищены и экспонаты заводского музея. Но зато у людей остались его изделия. А ещё существует очень подробный каталог продукции Тернопольского ФЗ, чем не могут похвастаться многие фарфоровые и керамические производства СССР.

Кое-что из доставшегося "богатства" меня несказанно порадовало. Не скажу, что это антиквариат; но вполне достойные, интересные, а главное, без дефектов вещицы. Но об этом в следующей статье.