Введение
Развитие технологий затрагивает все сферы жизнедеятельности и самовыражения человека. В предыдущих подборках мы затрагивали такие сферы, как творчество, здоровье, гейминг. В этом материале мы поговорим о виртуальной и умной одежде. И начнем с виртуальной.
Виртуальная одежда
Для начала хочется выразить авторскую позицию: виртуальная одежда создана не недавно, а существует уже много лет. Просто сам этот термин использовался гораздо реже. Здесь уместна аналогия с «зерокодингом»/ «нокодингом» - термины стали популяризироваться недавно, причем, их, зачастую, понимают узко, называя «зерокодерами»/ «нокодерами» определенных специалистов творческих профессий. Однако, любая работа за компьютером без использования языков программирования, осуществляемая в графическом интерфейсе операционной системы и программ, по сути, является тем самым «зерокодингом».
Виртуальная одежда, тем не менее, ранее создавалась в основном для персонажей видеоигр и 3D-моделей. Популярно название «скины», причем, сейчас, скины являются одной из игровых механик: игроки соревнуются между собой, чтобы получить определенный скин (внешность персонажа, костюм). Мы уже упоминали серию видеоигр Overwatch в одном из наших материалов – это как раз пример такой игры, где скины можно получать в игре или приобретать за реальные деньги, однако на сам игровой процесс они не влияют и не создают преимуществ у тех, кто покупает их за деньги.
(Здесь и далее в качестве иллюстраций используются официальные изображения товаров из интернет-магазинов и сайтов производителей, изображения разработчиков программ и видеоигр, а также фотографии, предложенные в качестве иллюстративного материала онлайн-платформой Дзен и взятые на сайте центра современного искусства М'АРС и Яндекс-карт. Цены приведены по данным на 24.04.2024).
Также есть игры, где геймплей заточен на внешнем виде персонажа, т.к. именно через него игрок раскрывает свою индивидуальность, самовыражается. К таким проектам можно отнести когда-то очень популярный, а сейчас уже полузабытый проект Second life, выпущенный в 2003 году.
Русскоязычная Википедия определяет Second life как видеоигру, 3D-симулятор, трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети.
Несмотря на то, что Second life более двадцати лет, проект все еще функционирует и вовлекает новых пользователей. Далее приводим несколько скриншотов с официального сайта.
Также разработчики предлагают использовать Second life в качестве площадки для онлайн-совещаний, своего рода альтернативы классическим приложениям, где в качестве участников совещаний выступают цифровые аватары.
Более современным выражением той же идеи можно считать VRChat, выпущенный в 2014 году. VRChat позволяет играть как в виртуальной реальности с использованием очков и шлемов виртуальной реальности, специальных контроллеров и Vive Trackers для точного управления цифровым аватаром, так и в формате более привычного ПК-гейминга.
Данные трекеры можно надевать на свое тело и на различные предметы. Стоимость одного такого трекера в российских магазинах составляет около 20 тысяч рублей.
Так же, как и в Second Life, виртуальные пространства VRChat можно использовать для дружеских встреч, общения, своего рода «цифровых тусовок», в т.ч. в условиях, когда организовать живую оффлайн-встречу невозможно. Нельзя не упомянуть, что мировая пандемия COVID-19 подогрела интерес к такого рода решениям.
Модели игроков способны поддерживать отслеживание движений губ во время речи, отслеживание моргания глаз, а также полный диапазон движений. Игра включает в себя несколько мини-игр, в которых игроки могут захватывать флаги, совершать ограбления виртуальных банков в режиме Steel 'n' Gold и бросать цифровые диски друг в друга в матче «Боевых Дисков».
Обе игры доступны бесплатно для операционной системы Windows. VRChat также поддерживает запуск и на мобильных устройствах под управлением ОС Android и iOS.
Существуют программы, создающие виртуальные образы и виртуальную одежду, которую в дальнейшем можно «материализовать» на производстве.
Такой подход позволяет создавать уникальные решения, к тому же, порог входа в модную индустрию для начинающих значительно снижается. Немаловажным является и то, что в получившуюся одежду можно одеть как себя, так и своего цифрового аватара. Есть также возможность и создания NFT-токенов для продажи виртуальной одежды в системе блокчейна и криптовалют.
Среди профессионального ПО для цифровых дизайнеров и модельеров стоит выделить Marvelous Designer и CLO 3D. Программы позволяют не только сформировать и раскрасить одежду на 3D-моделях, но еще поработать с выкройками, чтобы полученный результат можно было реализовать в физическом виде. Результаты можно использовать как для цифровых аватаров, так и для реальных людей.
Для демонстрации доступно использование анимаций, плюс имеется поддержка физики, чтобы дизайнер-модельер мог понять, как ткань будет вести себя на реальном человеке. Есть даже возможность выбора разных видов тканей, что влияет на физику в виртуальном пространстве.
Обе программы распространяются по подписке, при этом, стоимость Marvelous Designer значительно выше. На наш взгляд, это достаточно дорогое ПО даже в сегменте профессиональных программ-редакторов.
Надеемся, что в будущем появятся более доступные решения, включая бесплатные профессиональные редакторы и программы по системе покупки, а не подписки.
В России имеются онлайн-курсы, обучающие работе с такими программами. В частности, онлайн-школы 3DCouture и Skillbox предлагают курсы по Clo3D стоимостью от 35 тысяч рублей. Важно упомянуть, что ПО работает как на Windows, так и на MacOS.
«Умная одежда» и возможности ее применения
Начать хотелось бы с той «умной одежды», которая бы перекликалась с ранее выложенными материалами. Напоминаем, в подборке «Веселые и забавные гаджеты» мы рассмотрели интерактивное кольцо Genki Wave, позволяющее управлять виртуальными музыкальными инструментами, различными звуками и аудиоэффектами.
Существуют специальные музыкальные перчатки MI.MU Glovers, предназначенные для управления звуками с помощью жестов. Производитель предлагает перчатки трех разных размеров, решения для левшей, правшей или комплекты сразу на обе руки.
Перчатки поддерживают гораздо больше уровней контроля звука, чем кольцо Genki Wave, и стоят значительно дороже – около 126 тысяч рублей в российских магазинах.
В источниках также прилагаем видео с примерами исполнения музыки с применением перчаток MI.MU Gloves.
Российские проекты, посвященные инновациям в одежде
Начнем с интерактивной арт-выставки Дзена «Новое искусство: алгоритмы, нейросети, технологии», которую можно посетить в Москве с 12 апреля до 28 мая 2024 г. в центре современного искусства М'АРС (переулок Пушкарева, дом 5). Среди организаторов также арт-группа Synticate.
На выставке представлены результаты работы генеративных нейросетей, в т.ч. нейромерч: футболка, шопер и панама. Посетители могут не только посмотреть, но и купить одежду.
Кроме того, организаторы предлагают посетителям послушать лекции экспертов платформы Дзен в области гуманитарных наук, медиатехнологий и журналистики.
Хочется также выделить еще один проект – «Поколение М», предложенный компанией МТС. МТС определяют свой проект как «творческий благотворительный проект для детей всей России». В нем предложено бесплатно пройти несколько онлайн-курсов по темам: создание и исполнение современной музыки, создание сайтов, создание одежды.
В рамках проекта МТС готовы осуществить производство комплекта одежды, удостоенного наивысших оценок от жюри. Организаторы поддерживают и победителей других направлений проекта, например, музыкального. Более подробно об этом можно почитать в источниках.
Выводы
Этим материалом заканчивается серия подборок технических решений, гаджетов, новых технологий в рамках конкурса Дзена «Контент Run». Надеемся, что рассмотренные решения оказались для вас интересными и полезными.
Мы старались подбирать для рассмотрения решения в разных ценовых категориях, а также с использованием различных электронных платформ для широкого выбора.
Интересуйтесь инновациями, изучайте их, используйте с умом.
Источники:
1. https://overwatch.fandom.com/wiki/D.Va/Cosmetics Скины D.VA.
2. https://www.secondlife.com/ Сайт Second Life.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Second_Life Википедия о Second Life.
4. https://htc-online.ru/catalog/vive-accessories/treker-vive-3-0/ Продажа VR-трекеров в интернет-магазине.
5. https://www.marvelousdesigner.com/ Сайт программы Marvelous Designer.
6. https://www.clo3d.com/en/ Сайт программы Clo3D.
7. https://mixed-news.com/en/social-app-vrchat-comes-for-android-and-iphone/ Зарубежный новостной сайт про AR и VR, информация о поддержке VRChat мобильными приложениями (новость).
8. https://chipgifts.ru/music/muzykalnye-perchatki/mi-mu-glover Описание MI.MU Glovers в российском интернет-магазине.
9. https://www.youtube.com/watch?v=CvyVQqCO8pY Демонстрация MI.MU Glovers.
10. https://www.youtube.com/watch?v=2jR2yi5XPqY Демонстрация MI.MU Glovers.
11. https://mimugloves.com/gloves/ MI.MU Glovers.
12. https://3dcouture.ru/ Онлайн-курсы по цифровой моде и работе с выкройками.
13. https://skillbox.ru/course/clo3d-for-fashion-designers/ Онлайн-курс по созданию одежды.
14. https://fashionfactoryschool.com/digitalfashioncourse?block=none&position=0&yclid=4670990527885808311#subscribepopup Онлайн-курсы.
15. https://centermars.ru/media/novosti/novoe-iskusstvo-algoritmy-neyroseti-tehnologii/ Сайт центра современного искусства.
16. https://pokolenie.mts.ru/stories Истории победителей в проекте «Поколение М».