Найти в Дзене

Биография Суворова. 154. В Польше после войны (часть 1). Официальные указания Суворову как правителю Польши. 1794 г.

Война 1794 года закончилась для русского правительства так неожиданно быстро, что оно оказалось застигнутым врасплох.

Суворов входит в покоренную Варшаву 9 ноября, а уже через 9 дней, 18 ноября, обезоруживает последние польские воинские части. Эти молниеносные события для медлительного XVIII века были настоящим потрясением. Там где другим полководцам потребовались бы месяцы и годы, у великого Суворова ушли дни. Естественно, что ни в Петербурге, ни в Киеве, у его непосредственного начальника фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, не оказалось заранее заготовленных инструкций на случай победы. Другой бы полководец на месте Суворова растерялся, но Александр Васильевич, не колеблясь, взял инициативу и ответственность на себя, повернув все дальнейшие события по самому короткому пути, на пользу России.

Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский.
Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский.

Первое предписание Румянцева Суворову датировано лишь 17 ноября и доходит до великого полководца спустя 2 недели после фактического завершения войны, когда все инструкции в нем давно устарели. Румянцев пишет, что сдача Варшавы делает ее нашим завоеванию и поэтому позволяет назначить над Польшей русское военное управление. Польского короля следует устранить от управления Польшей, а всех мятежников заключить в тюрьму. Кроме того, собрать с Варшавы и Польши контрибуцию, не заботясь о благополучии поляков, которые вполне заслуженно должны понести эту тягость. Все последующие предписания Румянцева-Задунайского проникнуты этим же духом, но имеют предположительные формулировки, видимо предполагая, что детальные приказы последуют Суворову из Петербурга.

Императрица Екатерина II.
Императрица Екатерина II.

Высочайшее повеление от императрицы Екатерины II следует только 2 декабря. Суворов получает его примерно спустя месяц после покорения Варшавы. Рескрипт Императрицы в сущности повторяет по основным пунктам предписание Румянцева. В нем детально расписано о том, как преследовать уже обезоруженную польскую армию; где расположить на зимние квартиры русские войска; упоминается о необходимости вывезти с территории Польши пленных и все военное имущество; главных деятелей польского верховного совета арестовать и отправить под конвоем в Петербург; польского короля отстранить от власти и перевезти в Гродно; иностранным посланникам в Варшаве объявить, что их миссия окончена.

Кроме того, Суворову предписывается взять с Варшавы большую контрибуцию деньгами или предметами необходимыми для армии, арсеналы же принадлежащие королю отобрать в казну. А также, изъять польские королевские регалии, бунчуки, знамена, печати, маршальские жезлы и многое другое, включая библиотеку Залуских и все польские архивы. Управление Польшей производить по праву завоевания, военной властью, от имени русской Императрицы и никаких протестов и манифестаций не допускать. А Варшаву передать на попечение прусскому королю Фридриху Вильгельму II, если же он не согласится, то просто вывести войска из города, предоставив его своей участи. Окончательное решение судьбы Польши будет зависеть от совместного решения с союзными России Австрией и Пруссией.

Таковы официальные указания, сделанные Суворову, оставленному в качестве правителя завоеванной Польши. Как видим, большинство этих предписаний устарело; многое уже воплотить нельзя, поскольку это будет противоречить данным Александром Васильевичем от имени Императрицы обещаниям; выполнение же некоторых приказаний может спровоцировать очередной бунт. Ну, а вопиющий приказ о передаче Варшавы Пруссии вообще вне всякой критики.

Итак, великому русскому полководцу предстоит непростая задача: необходимо с одной стороны выполнить данные ему указания, с другой — не допустить еще одного военного выступления в дотла разоренной войной нищей стране. Как поступит Суворов?