Найти в Дзене

Настоящие Турбофаны (turbofans) на колеса для отвода тепла от тормозов

Каждый из нас хоть раз в жизни находился под впечатлением от того, что предлагала нам поп-культура. Одни собирали кэпсы с покемонами, а другие и сейчас готовы отдать сотни долларов за световой меч. Есть ли в этих вещах какой-то смысл? Конечно же нет, они просто крутые и они нам нравятся. Наверное, мы просто хотим обладать частичкой чего-то великого. Именно благодаря этому, одна из самых противоречивых уникальных автомобильных инноваций на гоночной трассе смогла обрести популярность. И вне её речь пойдёт про турбофаны.

Как только инженеры начали использовать прижимную силу для приклеивания автомобилей к трассе, это изменило всё. Они осознали, что управление потоками воздуха открывает перед ними безграничные возможности. Удивительно, но аэродинамика в автоспорте совершенствовалась гораздо медленней, чем, например двигатели машин.

Чтобы понять, что я имею в виду, достаточно будет одного простого примера турбирования. Рядная восьмёрка появилась за десятилетие до того, как люди впервые додумались поставить спойлер на автомобиль. Может быть, они думали, что более высокая мощность - это единственная вещь к которой нужно стремиться. Кто знает турбофан в переводе с английского - турбовентилятор. Они появились во половине семидесятых. При их проектировании их внешний вид вообще не брался в расчёт, важнее всего было сделать так, чтобы они выполняли свою главную функцию - охлаждали тормоза.

Как известно, перегрев тормозов сказывается на их эффективности, а на гоночной трассе тормоза работают постоянно и очень интенсивно, поэтому смысл задумки был довольно прост, установить на обычные диски пластиковые колпаки с лепестками внутри, чтобы воздушные каналы под внешней крышкой с вращением колёс охлаждали тормоза. Будто вентилятор, впускает холодный воздух и отводя горячий, звучит логично. Стоит только взглянуть на Porsche 935, чтобы понять почему же он был так хорош. Массивные крылья и спойлер делали культовую форму 911 едва узнаваемый, но самая невероятная деталь аэродинамического обвеса не кузов, а колеса. Этот гоночный автомобиль, прозванный Мобидиком за свой длинный хвост, первым в мире использовал технологию турбофанов. А уже в восемьдесят третьем турбофаны вошли в мир ралли.

Первой была Audi quatra с дисками и турбофаны от BBS, а затем подтянулись и остальные. Удивительно, но то что проектировалось ради функционала, впоследствии полюбилось людьми за внешний вид. Турбофон был таким крутым и эстетичным, что некоторые автопроизводители позаимствовали этот дизайн для дисков обычных серийных машин.

Вот, например, Pontiac transm corvet C4 или же BMW E34 M5, производители дисков тоже не оставались в стороне. Вот вам пример из восьмидесятых, очень стильные autoban exciting X1.

Но почему же в наше время мы почти не видим гоночные машины на таких крутых колёсах? На этот вопрос есть два ответа.

-2

Во-первых, многие гоночные серии запретили использовать турбофан. Произошло это не сразу. В 1990 году использование турбофан в ралли стал регулироваться определёнными правилами, а уже в девяносто третьем, они попали под полный запрет оказалось, что помимо охлаждения тормозов версии турбофан, были настолько эффективны, что могли вытягивать воздух из-под машины, тем самым присасывает. Были классифицированы, как подвижная аэродинамическая часть. А такие вещи всегда были запрещены, так как потеря такого навесного элемента во время гонки могла оказать влияние на поведение машины, и повлечь за собой непредвиденные последствия от пластиковых накладок. Турбофан в рали пришлось отказаться, но им на замену пришли литые диски с очень характерными отверстиями, воздуховодами. Такие как ,например эти Oz рейсинг.

Во-вторых наука сильно шагнула вперёд. За последние 30 лет оказалось, что турбофан не так уж эффективен. Современные автомобили тоже управляют потоком воздуха проходящим через колёса и под днищем, но делают это иначе. Воздушный поток к тормозам проходит через вентиляционные отверстия переднего бампера и переднего крыла, соответственно в случае с задними колёсами главную роль играет задний бампер-диффузор или заднее крыло, при этом сама конструкция колёсного диска не так важна.

Турбофаны от BBS
Турбофаны от BBS

Также следует учесть, что технология изготовления тормозов тоже не стояла на месте. В какой-то степени в турбофан просто не осталось смысла, но машина с турбофан выглядят просто. Поэтому несмотря на их сомнительную эффективность, и несмотря на новейшие достижения в автомобильной аэродинамике турбофан до сих пор продолжают жить в сердцах многих автомобильных Энтузиастов.

Например, автомобиль Кено блока для ралли кросса Ford fiest ST имел турбофан на передних колёсах, как и его Ford Эр кофр, также известный как Кови 2 возрожденный в 2019 году. Porsche 9 современный модик как и его предок, оснащён полным комплектом классических турбофан, и разумеется даже сегодня вы можете приобрести нечто такое же прекрасное для своей хонд. Начнём с Z Racing как на той легендарной секе. Сегодня вы можете купить их современную версию, кроме того в каталоге у Z есть вот такие аэродинамические вставки, созданные специально для электромобилей. Производитель заявляет, что они оптимизируют поток воздуха. Нельзя не упомянуть и некоторые модели ротиформ, в особенности их так называемый аэродиск. Также многие другие производители могут предложить вам что-то очень похожее на классические турфа, например, ronal r10, r50, F 52 turb Мак, tsw Rally и M turbofan. Странно, что немецкая фирма BB, которая и является автором оригинальных турбофан для Audi quatra не предлагает сегодня ничего подобного.

Турбофан были придуманы тогда, когда выходить за пределы возможного и находить новые решения означало быть победителем. Они были изобретены для улучшения гоночных показателей спортивного автомобиля, но остались с нами, как частичка той истории и частичка тех легендарных машин.

Если вам было интересно, пожалуйста подпишитесь на канал, оставьте комментарий и поставьте лайк.

Вы можете заказать и купить настоящие турбофаны (Turbofans) на литые диски на сайте https://febers-design.ru/