Петра Алейникова нет с нами без малого 60 лет, но вряд ли кто-то из тех, кто смотрел "Трактористов", "Большую жизнь" или "Семеро смелых", не понимает, о ком речь. Достаточно только напеть: "Здравствуй, милая моя, я тебя заждался..." Талантливый актер не имел никаких званий, но был настоящим народным артистом. В комментариях прочитала: "Народная любовь как коньяк — с годами всё крепче. Вечная ему память!" (Борис Пестов). К 110-летию актёра решила вспомнить несколько историй, которые, на мой взгляд, лучше всего раскрывают феномен Петра Алейникова.
Немного биографии
На просторах интернета можно найти разные даты дня рождения артиста - 12 (25) июля и 12 (25) апреля 1914 года. Правильная - 12 (25) апреля. После публикации скана метрической книги с регистрацией Петра Мартыновича Алейникова соответствующие изменения внесли Википедия, сайт kino-teatr.ru и другие уважаемые издания. Уроженец деревни Кривель Могилевской губернии Белорусской ССР, юноша рос в многодетной семье. Когда ему было 6 лет, умер отец. Семья жила трудно. С 10 лет Петр ушел из дома, бродяжничал. В результате оказался в Шкловской школе-интернате.
Благодаря местному киномеханику пристрастился к кино. Мечтая стать актёром, сбежал в Москву. Но его выловили и отправили в Барсуковскую. детскую трудовую колонию. Там юный Алейников создал драмкружок. Один из спектаклей посетил С. М. Киров и дал талантливому юноше напутствие:
"Да тебе, парень, прямая дорога в театральный вуз!"
С рекомендательными письмами от профессионального режиссера В. Кумельского Петр Алейников приехал в Ленинград и поступил в Техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Он рассказал свою историю товарищам, но его подняли на смех: Будет товарищ Киров заниматься судьбой какого-то воспитанника колонии! С тех пор Алейников к этой истории не возвращался, долгое время она считалась легендой. Но Николай Крючков, один из друзей актёра, подтвердил ее подлинность.
Петр Алейников начал сниматься еще студентом ("Встречный", 1931), но первой по-настоящему успешной картиной стала "Семеро смелых" (1937), где он сыграл плутоватого поваренка Молибогу. Это была его вторая картина с участием Тамары Макаровой, в которую он был тайно влюблён на протяжении всей своей жизни. Его соперником был сам Сергей Герасимов, поэтому признаться своей однокурснице в чувствах он так и не решился.
В конце 30-х Петр Алейников сыграл в культовых картинах "Истребители", "Трактористы", "Большая жизнь", обретя невероятную любовь зрителей и верных друзей - Николая Крючкова и Бориса Андреева. Вот маленький, но такой яркий эпизод из фильма "Трактористы".
Петр Алейников был невероятно обаятельным. Это то природное качество, сыграть которое невозможно. Вот что говорил о коллеге Аркадий Райкин:
У него были удивительные глаза... Было ощущение, что и ресницы у него были сиреневые от глаз.
К сожалению, Алейников стал заложником своих персонажей. Его многие ассоциировали с Ваней Курским ("Большая жизнь"), а он мечтал о серьезных драматических ролях. Когда в 40-е гг. актёр сыграл А. С. Пушкина ("Глинка"), зрители не восприняли его в этом образе.
Для всех Алейников был просто человеком из народа, своим в доску. Когда его стали реже снимать, он ездил с гастролями по стране. Вот как описывают то, что происходило на этих встречах:
Люди ревели от восторга. Несли на сцену жареных поросят, лук, чеснок, грибы, отрывали пуговицы с его пиджака. Такая разгульная манифестация могла длиться 15-20 минут.
К сожалению, Петр Алейников топил свою невостребованность в алкоголе. Он рано ушел из жизни - в 51 год. Сразу после съемок в картине "Утоление жажды" (1967, где наконец-то дождался серьезной драматической роли. Его машиниста экскаватора Марютина уже озвучивал Геннадий Дудник. Алейников был удостоен специальной премии за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Ленинграде. К сожалению, посмертно.
Чтобы друга, который не имел никаких званий, похоронили на Новодевичьем кладбище, хлопотать ходил Борис Андреев. Когда ему отказали, он поинтересовался, положено ли место на престижном кладбище народному артисту СССР (это звание Андреев носил с 1962 года). Получив утвердительный ответ, настоял, чтобы его льготу предоставили Алейникову. Теперь Петр Мартынович покоится на Новодевичьем, а сам Андреев - на Ваганьковском кладбище.
Дела семейные
Еще до войны Петр Алейников женился на Валентине Лебедевой, монтажере "Ленфильма". У них уже было двое сыновей, когда началась Великая Отечественная. Старшего Тараса они вывезли в эвакуацию, а годовалого Колю оставили с бабушкой. В блокадном Ленинграде мальчик подорвал здоровье и ушел из жизни в раннем детстве. Уже после войны, в 1948-м, родилась дочь Арина.
Жизнь и Тараса, и Арины была связана с кинематографом. Тарас стал кинооператором на студии "Научфильм", снял документальную ленту о своем отце. Ушел из жизни в 2004-м. Арина с семьей проживает в США, куда эмигрировала в конце 80-х. Это связано с невостребованностью в профессии. После ряда удачных работ (пионервожатая в "Добро пожаловать, Или Посторонним вход воспрещен") серьезных предложений больше не поступало. В ее фильмографии порядка 20 картин, в том числе "Утоление жажды", где она снималась с отцом.
Петр Алейников никогда никого ни о чем не просил. Перебравшись в Москву, ютился с семьей в коммуналке. И это несмотря на то, что Борис Андреев признавался:
«В СССР, кроме нас с Алейниковым, популярнее был разве что Чарли Чаплин».
Вот что о коллеге говорил Аркадий Райкин:
В жизни это был такой скромный, застенчивый человек.
Однажды этот "застенчивый" человек в легком подпитии зашел на территорию французского посольства, располагавшегося в здании купца Игумнова на Большой Якиманке. Служащие посольства не посмели воспрепятствовать известному артисту. Побродив по зданию, Алейников уснул прямо на кушетке в холле. А наутро его разбудили и предложили завтрак и душ. Новость дошла до высоких кабинетов. Разразился скандал.
Алейников не растерялся и написал в объяснительной, что более 10 лет проживает в коммуналке, не имея возможности ни отдохнуть, ни подготовиться к роли. И только у иностранцев он такую возможность получил. Его вызвали на ковер к министру культуры Фурцевой, которая неожиданно проявила сочувствие. Пожурив актера для видимости, она в ответ на обещание бросить пить пообещала актеру квартиру в высотном доме на площади Восстания. И что же Алейников? Он начал кривляться и картинно бить поклоны:
Заступница ты наша, Екатерина Великая, уж не знаю, как тебя и благодарить! Любимица наша, благодетельница! Матушка-барыня, век тебя не забуду!
Реакцию Фурцевой можно не описывать!
В заключение
Невероятно талантливый, несущий свет, внутренне свободный, Алейников чем-то напоминал клоуна. Очень хорошо об этом сказал Юрий Никулин:
В любом самом серьезном фильме Алейников "делал смешные паузы". Как клоун! Он был актёром-придумщиком. В каждом эпизоде "придумывал себе маленькие приспособления, фразы, трюки". И публика на это покупалась.
Я планировала совсем другую статью, но увидев в календаре дату, поняла, что не могу ее обойти. Есть люди, которые составляют эпоху, в которой происходило наше становление. И чье влияние мы испытываем на себе до сих пор.
Любой моралист сегодня мог бы сказать: "Это был пьющий человек, сгубивший свой талант. За что его почитать?"
За те роли, которые он после себя оставил. За фильмы, которые мы пересматриваем, смеясь и плача. За частичку души, которые он в них вложил.
Об актёрской профессии подробнее можно прочитать в статье:
Всем добра, Виктория Самарская