О незлобии
Добродетель, противоположная гневу и памятозлобию, – незлобие.
Ничто не делает человека так духовно родственным Христу, как незлобие. Любящий врага своего есть чудотворец, просвещающий слепого.
Отличительная черта незлобивого: простота, благородство, безыскусственность нрава.
Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную!
..............
О лжи
Мерзость Господеви уста лживы.
(Притч.12:22)
Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.
(Пс.5:7)
Злополучен и жалок, кто пребывает во лжи, потому что диавол – искони ложь есть (см.: Ин.8:44).
Лживый человек тщится низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре; говорит с клятвой, стараясь убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Если говорит с тобою лжец, а ты приклоняешь к нему слух свой, то из уст его смертоносный яд говорящего сообщается слушающему, подобно тому, как перешла смерть от змия, говорившего с Евою.
Лживым людям не верят, когда они и правду говорят, посему говори всегда правду.
Поэтому никогда не лги – это тяжкий грех. Ложь от сатаны – он отец лжи. Говоря ложь – ты становишься его сообщником.
.......................
О ропоте
Как ржа изъедает даже металлы, так и ропот губит все, что есть у нас доброго. Кто ропщет на кого-либо, хотя бы даже и на себя, тот малодушествует.
Господу не угоден ропот. Нужно всегда держать себя в чувстве готовности к скорбям и пронести крест скорбей без ропота, когда жезл скорбей проходит в самое сердце. Следует помнить, что ропот не избавляет от беды, а еще больше усугубляет. Молись, и Господь подаст крепость духа, так что тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.
........................
Об осуждении и злословии
Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.
(Прп. Ефрем Сирин)
Начало спасения – есть самоукорение! Себя считай хуже всех, немощнее в духовном отношении, и себя презирай, ненавидь за грехи, – это благочестиво и справедливо, а к другим снисходи, других уважай и люби, хотя они и язвы прегрешений носят, но ради того, что они по образу Божию сотворены и суть члены Иисуса Христа.
Каждого человека уважай и не оскорбляй. Не суди того, кто тебе противоречит.
Не суди никого, и тебя Бог не осудит.
Бог показал апостолу Павлу, что ни одного человека не должно признавать скверным и нечистым.
Суд принадлежит Единому Господу, Судии живых и мертвых. Кто осуждает других, тот пусть знает, что он уже осужден Богом. Осуждая кого-либо, берем на себя его грех. Кто в грехе, тот и в ответе.
«Не судите, да не судимы будете», – говорит Господь (Мф.7:1).
Не должны мы озлобляться на тех, которые нас утесняют и клевещут на нас, но мы должны все терпеливо сносить, зная, что Господь не презрит нас, по реченному Им: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим.12:9). «Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал.5:15).
Хотя бы и за известное дело кого порочил, и за то не избежишь наказания, ибо не по делом его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Глаголет бо Он: «От слов твоих осудишися».
«Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф.7:2).
Береги сам себя, а над падением другого не смейся.
Кто ближнего осуждает, тот грехи его на себя возлагает и даст ответ в день Страшного Суда Божия, а наипаче осуждающие священнический сан.
Кто осуждает ближнего, порицает, унижает его в сердце, обличает с гневом, говорит о нем худое другим, тот отстраняет от себя милость и губит все добрые плоды свои. У такого Бог отнимает истинное покаяние.
Кто любит клевету, тот служит диаволу. Не услаждайся насмешками и не соучаствуй с пересудницами, потому что их оставит Господь.
Не суди прежде времени, пока не придет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. Суди сам себя и не подавай повода к осуждению ближнего.
Осуждение происходит больше от гордости. Осуждающий никогда не будет смиренным, и такому человеку не дается Иисусова молитва. Молитва – дар Божий и дается за добродетельную жизнь.
Злословие – есть смерть души. Злоречивого молитва, пост и милостыня – мерзость пред Богом.
Злоречивых апостол предал одному осуждению с убийцами (см.: 1Кор. 6:9–10).
Не суди ближнего, наипаче священника
Молю вас, братие, да не осуждаем не только священника, но и всякого человека, чтобы сподобиться нам прощения грехов, ибо когда ты видишь кого-либо согрешающим, то не знаешь, какими делами он окончит свою жизнь.
Разбойник оный, со Христом распятый, был человекоубийца, а Иуда был ученик Христов и апостол, и в краткое время с обоими ими совершилась перемена: разбойник вошел в Царство Небесное, а ученик в погибель.
Посему не должно осуждать человека, хотя он и грешник, ибо он брат твой, да и откуда ты знаешь добрые или злые дела его.
Многие часто грешили явно, а потом тайно принесли прилежное покаяние; мы грехи их видели, а покаяние и обращение их не знаем. Мы осуждаем их как грешников, а Бог дарует им оправдание.
Итак, умоляю вас, не будем иметь зла ни на кого, не будем осуждать никого, пока не придет Правосудный Судия, Иже во свет приведет тайную тьму и объявит советы сердечные.
А наипаче не осуждай священника Божия за тайные и явные грехи его, какие слышишь о нем. Не говори о нем: «Он грешен и приступает к Таинам, а потому не приходит дар Духа Святого». Ничего подобного не помышляй, а предоставь суд Сердцеведцу Богу. Он есть Судия, Испытатель тайных!
Помни, что священник выше тебя. Если священник и согрешил, то согрешил против Божественных заповедей, а ты не поставлен судиею и испытателем других. Знай же свою меру.
Итак, не осуждай никого, а наипаче святителя Божия, но с верою, с великим страхом, с истинным покаянием и с чистою совестью приступай к Божественным Таинам, ибо если бы Ангел Божий приносил Святую Бескровную Жертву, ты же причастился недостойно, то и Ангел не очистит тебя от греха.
Иуда принял Хлеб Божий от Самого Владыки Христа, а «поскольку недостойно Сего причастился, абие вниде в онь сатана». Отчего да избавит нас Господь Бог, Емуже слава во веки веков. Аминь.
«Не будьте беспощадными судьями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, то есть своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное». (Протоиерей Иоанн Кронштадтский)
21-е правило ІV Вселенского Собора
«От клириков или мирян, доносящих на епископов или на клириков, не принимати доноса просто и без изследования, но прежде изследовати общественное о них мнение».
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/3_26