Найти тему
Читаю.Смотрю.Слушаю

Шедевр после каторги. («Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский)

Оглавление

Каторга

Ни для кого не секрет, что писатели, поэты, а также остальные деятели искусства были подвержены цензуре, после в ссылку. Таким человеком был и Федор Михайлович Достоевский. В конце апреля 1849 года суд признал писателя виновным в преступлении, а именно за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского. В Омске на каторге он стал очевидцем ужасающих взаимоотношений между другими осужденными. Поножовщина, пьяный разгул и так далее – все это очень хорошо осело в памяти ещё молодого Федора Достоевского. Более того, товарищи по каторге хотели его отравить, но всё обошлось, и уже через четыре года он служил рядовым в Семипалатинске.

портрет Ф.М. Достоевского
портрет Ф.М. Достоевского

Выход в Свет

Внедрение в обычную жизнь, начинённую завораживающими страстями, проходило у Федора Михайловича постепенно. Через какое-то время он решил взяться за свой первый большой роман. Писал своему брату и советовался с ним, касаемо будущих задумок и идей, что потом будут намеренно вложены в произведение.

В 1859 году Федор Михайлович возвращается в Петербург. Он сразу же оказывается в самой гуще событий, так как город постоянно порождал уникальные события и далеко не все горожане могли их выдержать. Достоевский возобновляет отношения с большим количеством литераторов, в том числе с Николаем Алексеевичем Некрасовым. Постепенно появляется жажда к сочинению чего-то собственного. Федор Михайлович неожиданно садится за свои рукописи и создает поистине гениальное произведение искусства, наполненное искренними эмоциями. И уже в 1861 году роман «Унижённые и оскорблённые» был опубликован в журнале «Время». Вот он выход в люди, в тираж.

Послекаторжный сентиментализм

Люди, которые уже успели ознакомиться с этим произведением, наверное, смогли заметить, что «Униженные и оскорблённые» - это произведение в первую очередь о ценности человека как такового. Каждый персонаж в романе представлен как отдельная и самостоятельная личность, со своими переживаниями и опасениями. Хитросплетения их характеров и многосложность нравов генерируют в абсолютном масштабе ту суровость и реальность происходящего. Именно из-за этого произведение до сих пор остается актуальным, и оно может с лёгкостью продолжать удивлять читателей с каждым перечитыванием.

-2

Эгоизм и себялюбие

Федор Михайлович в своем романе «Унижённые и оскорблённые» ключевой проблемой любых взаимоотношений между людьми признаёт за неограниченным в своем размахе эгоизме. Первым делом, нам вспоминается князь Волковский, который на протяжении всего сюжета демонстрирует свое превосходящее во всех смыслах эго. Ему безразличны чужие чувства. Волковскому интересны лишь свои, достаточно, меркантильные ценности и беспредельная выгода в каждом сношении с кем-либо.

Но если с князем и так все понятно, так как Федор Михайлович выдвинул его на первый план, как самого яркого эгоиста, то вот, допустим, Николай Ихменев со своим «страдальческим эгоизмом» для некоторых представляется более интересным. Старик Ихменев, оскорблённый Волковским, утопает в горе, так как его любимая и единственная дочь ушла из семейного дома с сыном князя, тем самым, по его мнению, предала и унизила отцовские чувства. Печаль плавно переходит в гнев и уже ближе к концу романа Николай Сергеевич проклинает свою бедную Наташу, знаменуя это тем, что она ему больше не дочь.

Появляется закономерный вопрос: А где же тут эгоизм? Старик Ихменев почти, что сразу же занимает очень удобную для себя позицию, то есть он закрывается в себе, не идет ни на какой контакт с дочкой, чтобы выяснить отношения. Николай Сергеевич только лишь ждет, когда же Наташа вернётся к нему на коленях и будет молить о прощении. Старик Ихменев ждет извинений за то, что его дочь искренне полюбила сына того, кто нанес ему прилюдное оскорбление. Николай Сергеевич в этой ситуации ведет себя как раз-таки, как самый настоящий эгоист, себялюбие которого задели, достаточно, сильно, чтобы обидеться, а позже разгневаться.

Если пойти дальше, то можно дойти и до самой Наташи. Конечно, у любви нет границ, и именно поэтому она может быть созидательной, но также и разрушительной. Наташа, полюбив сына князя, ушла вместе с ним из отцовского дома, не подумав хоть как-то обговорить этот момент с родными, тем самым она оставила их в неведении. Можно ли назвать это оскорбительным жестом? Скорее да, чем нет. Наташа, проявив эгоизм, оставила своего отца страдать в одиночку, без поддержки, так как была занята своими любовными страстями.

-3

Спасение и Надежда

В конце концов Федор Михайлович закрывает все эти разногласия интересным способом. Один из ключевых персонажей, а именно Нелли со своей аналогичной историей показывает семейству Ихменевых к чему может привести внутренние раздоры. И закончить эти размышления стоит словами Николая Сергеевича Ихменева:

«Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень! Мы пойдем рука в руку, и я скажу им: это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, которую вы оскорбили и унизили, но которую я, я люблю и которую благословляю во веки веков!»
-4

Дополнительно

Интересные статьи!