Найти тему
УляУйк в пути

Кургальский полуостров

Солёное озеро, маяк и дюны с белым песком.

Кургальский полуостров – самая западная часть Ленинградской области, разделяет Нарвскую и Лужскую губу Финского залива Балтийского моря.

Давно хотела съездить в этот далекий и дикий край. Таким он мне представлялся.

Заказник включает не только Кургальский полуостров, но и прилегающую акваторию Финского залива с островами Кургальского и Тискольского рифов, островом Реймосар и другими. Это одна из уникальнейших в зоологическом и ботаническом отношениях территорий Ленинградской области.

Дорога предстояла долгая, поэтому выехали пораньше, чтобы успеть посмотреть много интересных мест на полуострове.

Мы объехали полуостров против часовой стрелки, начав знакомство с экотропы «Долина реки Выбья и Лужская губа», протяженностью примерно 4-5 км.

Половина тропы оборудована деревянными мостками, смотровыми площадками. Есть обзорная вышка и подвесной мост через реку Выбья. Людей с утра почти не было, стояла тишина, было тепло и безветренно. На реке водная гладь, лед уже весь сошел.

река Выбья
река Выбья

Когда мы вышли к заливу, то увидели отлив. Ребристое песчаное дно было оголено, повсюду были отпечатки лап разных птиц, мелкие белые ракушки.
Берег залива здесь, Лужская губа, — это дюны с белым песком, соснами и лишайниками.

Оборудованная тропа конечна, но можно уйти гулять дальше вдоль залива.

Единственное, что омрачило – это запах газа со стороны Усть-Луги. Но потом мы то ли принюхались, то ли ветер его развеял, забыли про этот факт.

Пообедали мы в дюнах – они прекрасно защитили нас от влажного бриза. Заварили чай с лимоном и мятой. Как же это вкусно!

чаааааай
чаааааай

Мы вернулись к машине и поехали к следующей нашей точке на карте - роднику, святому источнику Казанской иконы Божией Матери у деревни Выбье. Родник в Выбье известен с давних пор.

Каждый из изливов святой воды дает по 40 литров в минуту. В апреле водой пользоваться нельзя – талые воды заполняют родник в низине, о чем местные нам и сообщили. Вода была желтоватого цвета. Но мы все равно набрали воды, на всякий случай. Здесь же есть и часовня, и купель. Окунаться не стали, только омыли лицо и руки.

Дорога по полуострову мощеная камнем. Очень нас удивила. Похожа на финские дороги на Карельском перешейке. Но нет.

мощенка
мощенка

Дорогу эту построили в конце 30-х годов 20 века, когда из Кургальского и соседнего Сойкинского полуостровов делали специальный укрепленный район, где должна была размещаться военно-морская база Второй Кронштадт. Солдаты, заключенные Лужского лагеря, и местные жители, наказанные за опоздание на работу на одну минуту, таскали камни и сооружали мощенку. Таким образом, дороге почти 100 лет, но она сохранилась достаточно хорошо. Мчать по ней не получится, но передвигаться можно.

Следующая остановка – деревня Липово.

Впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины от 1571 года, как сельцо Липово в Ямском Окологородье.

Мы спустились к заливу, посмотрели на парочку лебедей, которые уже вернулись с юга и миловались на воде. Не хотелось никуда спешить, хотелось замедлиться и созерцать.

В деревне Липово был аэродром во время Великой Отечественной войны.

Когда я ставила эту точку для просмотра, я скептически отнеслась к этому объекту, скорее хотела посетить его для галочки.

Аэродром был построен в 1930-х годах на Кургальском полуострове для прикрытия с воздуха Лужской губы, оперирования в средней части Финского залива.

Фрагмент общей схемы аэродрома у деревни Липово. 1936 г.
Фрагмент общей схемы аэродрома у деревни Липово. 1936 г.

Липовский аэродром принимал активное участие в первых месяцах Великой Отечественной войны. Существовал до 27 августа 1941 г., потом самолеты были передислоцированы под Ленинград. С этого аэродрома самолеты-истребители могли достигать осажденного Таллинна и возвращаться обратно — это был самый западный из остававшихся аэродромов Балтийского флота. Захват этого аэродрома повлек за собой тяжелые потери кораблей Балтийского флота в Таллинском переходе 28-30 августа 1941 г., оставшихся без авиаприкрытия.

Сейчас от аэродрома остались останки ангаров - почти неуловимый силуэт стоявшего здесь строения – и поле.

остов ангаров
остов ангаров

Однако мы достаточно долго там пробыли и хотелось остаться еще. До водонапорной башни не дошли, я про нее напрочь забыла)))

по преданиям местных, после войны в ангарах был коровник
по преданиям местных, после войны в ангарах был коровник

На поле то тут, то там попадались экскременты лосей, кабанов и даже медведя, но это не точно. А еще там было эхо. Внезапно мы его услышали, хотя казалось, откуда оно там могло быть? Звук отражался от леса. А леса тут подтаежного типа. В них много дубов, кленов, лип, вязов, ясеней, а для подлеска обычны калина, лещина, жимолость. На приморской террасе – черноольховые топи, заболоченные березняки и осинники. Здесь распространены елово-сосновые леса с примесью клена, липы, дуба.

Накричались, нафотографировались и помчали дальше.

Нас ждал мыс Пихлисаар и старый маяк.

До маяка нам предстояло пройти около 2 км по лесной дороге. Лес был влажный, густой и темный. Я бы сказала дремучий лес. Вот-вот сейчас леший появится))) или чего еще хуже – медведь. Дорога местами была сильно грязная и приходилось переходить по бревнам или прыгать с кочки на кочку. Поваленные ели, перья каких-то птиц. Как потом выяснилось глухаря и гусей. А самое неприятное – разрытая земля кабанами в поисках желудей. И чем дальше от дороги к мысу мы двигались, тем больше все было перерыто. Неуютно. Пытались вспомнить, что надо делать, если встретишь кабана. Так ничего в голову и не пришло, кроме как залезать на дерево.

И вот, наконец, мы вышли из леса на мыс и вдали увидели маяк. Мыс был покрыт можжевеловым кустарником, что мне показалось необычным. Маяк уже неработающий и на него можно забраться и посмотреть с высоты птичьего полета на округу. Что-то никто не захотел, а я люблю. Я поднялась наполовину, дальше без напарника было рискованно, и я не стала лезть. Но и отсюда уже открывался шикарный вид. С одной стороны мыса ветер и волны разбиваются о камни, с другой, гладь и гуси гуляют по берегу. Мои ребята в это время уже пили чай и вели неспешные разговоры. Мы посидели еще немного, но нам нужно было уже уходить с мыса, хотя не хотелось.

Здесь, на Кургальском полуострове, в любом месте не хочется суетиться, всюду какое-то спокойствие и неторопливость. Но время неумолимо бежало вперед, и мы были вынуждены покинуть это классное местечко и ехать к следующей точке на карте. По дороге увидели место, где какой-то зверек растерзал гуся… Следы борьбы, много разбросанных бело-серых перьев. Скорее всего, лиса придушила жертву и унесла в нору.

И вот мы в Курголово, в деревне на севере полуострова. Как и Липово, она впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины от 1571 года, как деревня Кургова гора.

В деревне Курголово и находится то самое озеро.

Липовское озеро — единственное соленое озеро в Ленинградской области. Соленая вода попадает в него из Финского залива через водный рукав реки Липовки. Под толщей воды вместе прекрасно соседствуют и морские, и пресноводные рыбы. В старину местные жители промышляли заготовкой дров, и по этой протоке, как по коридору, небольшими грузовыми судёнышками вывозили лес на большую воду.

-15

Когда мы приехали, вечерело… абсолютная тишина, никого нет, вода на озере как зеркало, и только крики гусей добавляли атмосфере ощущение летнего тихого вечера… Хотя уже стало холодать. Март все-таки.


А воду я лизнула. Надо же было на соль попробовать. На вкус она слегка соленая, еле ощутимо, но точно не пресная.

Впереди нас ждала последняя на сегодня точка на карте. Пляж у деревни Тисколово.

Мы ехали по мощенке и уже прибыли к месту остановки, но никаких тропинок к пляжу вокруг, никакой видимости, что он в 50 метрах. Густой лес окружал дорогу с обеих сторон.
Но я-то вижу по карте… вот здесь должна быть тропинка…

Оказалось, на пляж нужно было спуститься резко вниз через полосу леса. Спуск был достаточно тяжел: скользкая грязь и резкий уклон. Но то, что предстало перед нашими глазами, мгновенно затмило всё.

Пустынный пляж, садящееся солнце в дымке и спокойный залив. И… белый песок…

Тонкий, мелкий и скрипучий, похожий на кварцевый. На берегу, выкинутый штормом, стоял оторванный кусок земли с трехметровым тростником. Эпично. Мы, конечно, сделали с ним много фотокарточек.

Смотря через Нарвский залив, я представляла себе Эстонию, ее не видно в этом месте, но она там. Мои сестры живут в Эстонии, и мы не виделись с 2020 года… Помахала им рукой.

-16

Заварили кофе, перекусили под легкий шум прибоя на закате и довольные помчали домой.

мммммм
мммммм

Начинались сумерки. Совсем не хотелось встретить темноту на мощеной дороге в лесу в дальней части Кургальского полуострова.

Путешествуя по полуострову, нас сильно волновал вопрос транспортной доступности: как можно добраться сюда на общественном транспорте? Мы не видели ни одной автобусной остановки с восточной стороны, и вот наконец, на западной стороне мы встретились. Ходят ли автобусы – информации добыть не удалось. Далее мы радовались каждой остановке – мы приближались к цивилизации.

Это был прекрасный день и интересное путешествие. Мы узнали много нового про этот край, но еще точно не все. Хотелось бы вернуться летом, посмотреть снова эти места и новые точки на карте.

#УляУйк #ногивруки #УляУйквпути

31 марта 2023
Информационные материалы: просторы интернет, фото-, видео- материалы Ули Уйк и участников путешествия