Фагот – деревянный духовой музыкальный инструмент язычковой группы. Звук в таких инструментах появляется благодаря вибрации трости инструмента, через которую проходит воздушная струя. Фагот обладает низким, немного гнусавым тембром, который привлекает внимание слушателя с первых звуков. В основном эти инструменты изготавливают из древесины клёна.
Чем различаются разные типы духовых мы подробно разобрали здесь (ссылка на статью).
История фагота
Долгое время считалось, что прототип фагота изобрёл в XVI веке Афранио дель Альбонези. Но в XX столетии доказали, что его инструмент имел отношение к волынке, а не к фаготу. Настоящим же прародителем фагота является старинный духовой инструмент “бомбарда”. Со временем она претерпела изменения в конструкции – стала разбираться на две части. Эти улучшения, в том числе, отразились и в звучании: усовершенствованный инструмент получил название “дульциан” (от итальянского «dolce» – нежный, певучий).
На заре своей истории фагот имел всего три клапана, пятью клапанами инструмент обзавёлся лишь к XVIII веку. В этот же период у фагота появились октавные клапаны, которые расширили верхний регистр. Затем, во второй половине XVIII века, стали появляться фаготы с шестью клапанами. Однако их аппликатура варьировалась в зависимости от производителя. Единого стандарта в дизайне инструмента не было.
Немецкая и французская системы
Фаготы французской системы с одиннадцатью клапанами были наиболее востребованы в начале XIX века. Проектировал эти инструменты Жан-Николь Саварри. Со временем появились фаготы и других французских мастеров:
А. Бюффе и Ф. Требера.
Наравне с фаготами французской системы в первой половине XIX века появился инструмент с немецкой системой, созданный немецким военным капельмейстером Карлом Альменредером. В конструкции фагота появилось семнадцать клапанов и ряд других новшеств. Плодом этих усилий, внесённых мастером Иоганном Адамом Геккелем, основавшим в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов, стал фагот немецкой системы, известный как “модель в стиле Геккеля”. Эти инструменты получили широкое распространение в Великобритании, Италии и США. Впоследствии данная модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» французские (а впоследствии и австрийские) фаготы были вытеснены в некоторых странах, не выдержав конкуренции с инструментами Геккеля.
Фагот в оркестре
Прародитель фагота использовался для усиления или дублирования басовых голосов. Лишь в начале XVII века с появлением дульциана инструмент приобрёл большую самостоятельность. Композиторы начали сочинять произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо.
На рубеже XVII– XVIII веков фагот вошёл в состав оперного оркестра, что свидетельствовало о его стремительно растущей популярности. Композиторы не только включали партию фагота в ансамблевые и оркестровые сочинения, но и использовали его как сольный инструмент. Например, Антонио Вивальди написал тридцать девять концертов для фагота, которые составляют значимую часть фаготового репертуара.
Композиторы старались использовать весь диапазон инструмента, от кантилены в высоком регистре и эффекта «эха», до быстрых пассажей и скачков из регистра в регистр.
Интересный факт: со второй половины XVIII века сочинения для фагота можно разделить на две условные группы. Первая - сочинения самих исполнителей для собственных выступлений, которые обычно писались в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая - произведения, написанные композиторами для конкретного музыканта. Была ещё одна группа сочинений для фагота – это переложения произведений для других инструментов.
Некоторые композиторы считали, что фаготу не хватает силы звука, и как следствие у инструмента недостаточно экспрессии. Поэтому в начале XIX века роль фагота в оркестре была скромна. Лишь во второй половине столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные партии в своих сочинениях.
Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился: сегодня фагот - не только оркестровый, но и сольный инструмент.
Как правильно фагот или бассун?
Приблизительно с середины XVII века фагот из-за разборной на две части конструкции получил своё название от французского и итальянского слов, которые означали «вязанка дров / связка из двух деревянных палочек». Но в англоязычном мире фагот называют бассуном (“bassoon”), так как ещё до создания фагота существовали музыкальные инструменты с низким диапазоном, которые назывались бассунами. В наше время используются оба названия инструмента.