Найти тему
Yamaha Music

Как изобрели фагот?

Оглавление
Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/mechanism/
Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/mechanism/

Фагот – деревянный духовой музыкальный инструмент язычковой группы. Звук в таких инструментах появляется благодаря вибрации трости инструмента, через которую проходит воздушная струя. Фагот обладает низким, немного гнусавым тембром, который привлекает внимание слушателя с первых звуков. В основном эти инструменты изготавливают из древесины клёна.

Чем различаются разные типы духовых мы подробно разобрали здесь (ссылка на статью).

История фагота

Долгое время считалось, что прототип фагота изобрёл в XVI веке Афранио дель Альбонези. Но в XX столетии доказали, что его инструмент имел отношение к волынке, а не к фаготу. Настоящим же прародителем фагота является старинный духовой инструмент “бомбарда”. Со временем она претерпела изменения в конструкции – стала разбираться на две части. Эти улучшения, в том числе, отразились и в звучании: усовершенствованный инструмент получил название “дульциан” (от итальянского «dolce» – нежный, певучий).

На заре своей истории фагот имел всего три клапана, пятью клапанами инструмент обзавёлся лишь к XVIII веку. В этот же период у фагота появились октавные клапаны, которые расширили верхний регистр. Затем, во второй половине XVIII века, стали появляться фаготы с шестью клапанами. Однако их аппликатура варьировалась в зависимости от производителя. Единого стандарта в дизайне инструмента не было.

Фагот с четырьмя клапанами  (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/structure/)
Фагот с четырьмя клапанами (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/structure/)

Немецкая и французская системы

Фаготы французской системы с одиннадцатью клапанами были наиболее востребованы в начале XIX века. Проектировал эти инструменты Жан-Николь Саварри. Со временем появились фаготы и других французских мастеров:
А. Бюффе и Ф. Требера.

Басоноры, изготовленные во Франции в первой половине XIX века (по специальному заказу для военных оркестров). (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/structure/)
Басоноры, изготовленные во Франции в первой половине XIX века (по специальному заказу для военных оркестров). (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/bassoon/structure/)

Наравне с фаготами французской системы в первой половине XIX века появился инструмент с немецкой системой, созданный немецким военным капельмейстером Карлом Альменредером. В конструкции фагота появилось семнадцать клапанов и ряд других новшеств. Плодом этих усилий, внесённых мастером Иоганном Адамом Геккелем, основавшим в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов, стал фагот немецкой системы, известный как “модель в стиле Геккеля”. Эти инструменты получили широкое распространение в Великобритании, Италии и США. Впоследствии данная модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» французские (а впоследствии и австрийские) фаготы были вытеснены в некоторых странах, не выдержав конкуренции с инструментами Геккеля.

Фагот в оркестре

Прародитель фагота использовался для усиления или дублирования басовых голосов. Лишь в начале XVII века с появлением дульциана инструмент приобрёл большую самостоятельность. Композиторы начали сочинять произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо.

На рубеже XVII– XVIII веков фагот вошёл в состав оперного оркестра, что свидетельствовало о его стремительно растущей популярности. Композиторы не только включали партию фагота в ансамблевые и оркестровые сочинения, но и использовали его как сольный инструмент. Например, Антонио Вивальди написал тридцать девять концертов для фагота, которые составляют значимую часть фаготового репертуара.

Композиторы старались использовать весь диапазон инструмента, от кантилены в высоком регистре и эффекта «эха», до быстрых пассажей и скачков из регистра в регистр.

Интересный факт: со второй половины XVIII века сочинения для фагота можно разделить на две условные группы. Первая - сочинения самих исполнителей для собственных выступлений, которые обычно писались в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая - произведения, написанные композиторами для конкретного музыканта. Была ещё одна группа сочинений для фагота – это переложения произведений для других инструментов.

Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио. Фагот французской системы. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82)
Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио. Фагот французской системы. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82)

Некоторые композиторы считали, что фаготу не хватает силы звука, и как следствие у инструмента недостаточно экспрессии. Поэтому в начале XIX века роль фагота в оркестре была скромна. Лишь во второй половине столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные партии в своих сочинениях.

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился: сегодня фагот - не только оркестровый, но и сольный инструмент.

Как правильно фагот или бассун?

Приблизительно с середины XVII века фагот из-за разборной на две части конструкции получил своё название от французского и итальянского слов, которые означали «вязанка дров / связка из двух деревянных палочек». Но в англоязычном мире фагот называют бассуном (“bassoon”), так как ещё до создания фагота существовали музыкальные инструменты с низким диапазоном, которые назывались бассунами. В наше время используются оба названия инструмента.

-5

Ещё больше интересного о фаготах узнайте на сайте Yamaha Music.