Найти тему

Маркировка параллельного импорта вызвала больше споров, чем поддержки

Рост объемов подделок в зависимости от категории эксперты оценивают от 5% до 30%

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Сейчас параллельный импорт в России распространен на 40 категорий товаров, максимально широко его используют для ввоза в страну одежды и обуви. Согласно оценкам бизнеса, такой подход позволил снизить среднюю цену продукции в различных товарных группах от 7% до 50%, пишут «Известия».

История вопроса:

«Первая и наиболее острая проблема параллельного импорта, с которой сталкиваются многие отечественные компании, которые продают иностранные товары, маркетплейсы и покупатели – это увеличение объемов ввоза под видом оригинальной продукции контрафактных товаров», – говорится в проекте доклада ФАС о развитии конкуренции по итогам 2023 года.

Потребитель должен быть защищен от подделок, поэтому следует выработать механизм подтверждения легальности продукции, прежде чем товары будут поступать в оборот, отметил «Известиям» представитель Торгово-промышленной палаты. Хотя в организации согласились: под маркировку продукции по параллельному импорту необходима серьезная инфраструктура, которой пока в России нет.

Сейчас в систему «Честный знак» включены шины, фототехника, меховые изделия, парфюм, обувь и другая продукция легкой промышленности. Причем они попадают под идентификацию вне зависимости от того, поставили их по прямому или параллельному импорту, сказали «Известиям» в Минпромторге. Однако ведомству «неясна суть изложенной проблематики и неясно, в отношении каких товаров представлены такие предложения».

Рост объемов подделок в зависимости от категории варьируется в диапазоне от 5% до 30%, подметил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. В основном это происходит из-за ухода правообладателей, которые контролировали ситуацию на рынке, а также из-за моратория на проверки.

Маркировка могла бы помочь, в случае если понадобится изъять подделки, – именно таким образом можно снизить реальную долю контрафакта, считает член Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС России Дмитрий Тортев.

Роспотребнадзор поддерживает идею расширения товарной номенклатуры, подлежащей маркировке средствами идентификации. Например, с момента внедрения этого подхода нелегальный рынок обуви снизился на треть, парфюмерии – на 20%, упакованной воды – на 27%, доля молочного фальсификата упала в три раза.

– Во всех группах товаров, где вводится маркировка, мы фиксируем сокращение теневого бизнеса, – подтвердили изданию в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Система маркировки продукции параллельного импорта полезна только в том случае, если импортеры при обращении в «Честный знак» будут обязаны подтверждать происхождение и оригинальность ввозимых товаров, а контроль за оборотом продукции будет усилен за счет привлечения МВД. Иначе риски попадания в систему маркировки некачественных и контрафактных товаров будут достаточно высокими.

Вводить маркировку продукции параллельного импорта «бессмысленно, затратно, плюс возникает много вопросов относительно реализации такого подхода», убеждены в ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК.

Как розница сможет различить внутри категории, какие товары поставили по прямому импорту, от тех, которые ввезли по параллельному. Тем более, добавили в Российской парфюмерно-косметической ассоциации, «маркировка парфюмерной продукции, а также некоторых видов одежды, работающая уже несколько лет, показывает, что контрафакту это не мешает – на него точно так же наносят знаки и продают».

Добыть коды «Честного знака» для продавцов контрабанды и контрафакта не проблема, утверждает член генсовета «Деловой России» Борис Кац. Чтобы изменить ситуацию, нужно как минимум ввести полноценную ответственность онлайн-площадок (один из каналов сбыта подделок) за всю продукцию, которую там продают.

Напомним, ранее Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (в нее входит Huawei, LG, Philips, «М.Видео-Эльдорадо», Honor - всего 40 компаний) направила в Минпромторг письмо с предложением отказаться от маркировки смартфонов и ноутбуков. LR