Немножко напрягают попытки современного кинематографа въехать в рай на чужом горбу, переснимая то, что когда-то было популярным. Это касается не только наших "Чебурашек" и "Летучих кораблей". Диснеевцы с их "Русалочками" и "Белоснежками" тоже нещадно эксплуатируют старые темы и полюбившихся героев. Что это? Кризис идей или нежелание идти по более сложному пути?
Итак, Алиса.
Я благодарный зритель, поэтому давайте о хорошем. Хорошо, что создатели "Ста лет тому вперёд" не стали переснимать советский шедевральный мультфильм "Тайна третьей планеты" или любимый многими телевизионный фильм "Гостья из будущего". Новый фильм - вполне самостоятельное произведение, снятое по мотивам Кира Булычёва. Из старого фильма здесь только трое главных героев - Алиса, Коля и Фима, парочка злодеев - космических пиратов, робот Вертер и, конечно, незабываемая музыка Евгения Крылатова. Спасибо, что оставили её. Она как ниточка, связывающая прошлое и будущее.
Дети подросли. Теперь это не шестиклассники с пионерскими галстуками, а одиннадцатиклассники со взрослыми проблемами и порой жестокими разборками. От "старой" Алисы осталась короткая стрижка, выразительные глаза и фасон платья в финале.
Сюжет закручен вокруг мамы Алисы, исчезнувшей, когда девочка была маленькой. Приём "пропавшей мамы" напомнил мне книгу "Маруся" из серии "Этногенез", которой зачитывалась в детстве моя дочь.
И вообще, смотря фильм, постоянно улавливала отсылки к известным мне книгам и фильмам: вот привет создателям "Аватара" (в одном классе с Алисой учится девушка из племени нави), вот маячок для фанатов "Майора Грома" ("Думай, Алиса, думай!"), вот знаменитое "Да? Нет? Другое?" из "Призрака", звучащее на этот раз из уст Весельчака У.
Вот главный злодей в стиле Волан-де-Морта. Кстати, злодеи были прекрасны: в меру харизматичны, в меру ужасны. Александр Петров - несомненная удача фильма, на мой взгляд.
Создатели фильма, с одной стороны, немного похулиганили, расставив ребусы-ловушки, с другой стороны, я вижу здесь какую-то перекличку творческих людей, дань уважения кинематографическим предшественникам.
Ложкой дёгтя было, наверное, обилие (вернее, изобилие) драк: бесконечное махание руками, ногами, мечами. Мне бы глубины побольше, а спецэффектов поменьше. Но в целом нормально. Возможно, благодаря этой экранизации современные дети заинтересуются книгами Кира Булычёва и, может быть, вместе с родителями посмотрят и "нашу" Алису.
Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.